Проверяемый текст
Верников, Андрей Владимирович. Иностранный банковский капитал в странах с переходной экономикой (Диссертация 2005)
[стр. 45]

t i i r * { I \г j i Г * i’ fif > i q г £ A r* -4 ; л *i k tjr 1 С I *4 if II $£ J* * $ г 44 До середины 90-х годов иностранные банки развивали свою деятельность в странах с формирующимися рынками через дочерние учреждения, поскольку первый этап приватизации в Восточной Европе, как правило, обошел банки стороной.
Затем приватизация банков вышла на первый план.

Если в первой половине прошлого десятилетия первоочередной продаже
подлежали обанкротившиеся, либо ослабленные по какой-либо причине, убыточные финансовые учреждения, то позже на продажу были выставлены и нормально функционирующие банки.
Иностранные операторы с энтузиазмом откликнулись на приглашение практически в каждом приватизационном конкурсе участвовали
несколько иностранных соискателей.
Основные приобретения, сформировавшие нынешнюю структуру рынка, были сделаны именно в тот период, хотя в отдельных странах ЦВЕ
(Словения; Румыния, Сербия, Черногория) процесс приватизации не завершен до сих пор.
Катализатором разгосударствления банковского сектора в ряде случаев стали кризисы чисто банковские, а также валютные и обще-финансовые.
' Вскоре после такого кризиса обычно происходило скачкообразное увеличение иностранного присутствия в значительной мере под давлением странкредиторов (где и базируются заинтересованные банки-инвесторы) и международных финансовых организаций, в то время как свобода маневра для местного правительства ограничена.
Характерные примеры Мексика, Венесуэла, Таиланд, Болгария и государства Балтии.
В результате кризиса резко снижается стоимость всех местных активов, включая кредитные портфели и банковскую франшизу, и возникает идеальный момент для их приобретения ( иностранными операторами по приемлемой цене.
В России до
последнего времени отсутствовали, возможности приобретения иностранцами местных банков приемлемого качества1.
Приватизации принадлежащих государству банков фактически не происходило, а покупка действующих частных банков
тормозилась,их нетранспарентностью,
[стр. 35]

путь.
Представление о том, что в Восточной Европе строительство филиальной сети намного дешевле, чем на Западе, не соответствует действительности, в чем уже убедились некоторые европейские банки.
Создание такой сети в Польше стоит примерно столько же, сколько во Франции46, а в России, возможно, и дороже.
Что же касается развития через приобретение других банков, то в данной сфере поглощения всегда носят дружественный характер.
Недружественные поглощения в финансовом секторе —большая редкость даже в агрессивной бизнес-среде постсоциалистических стран, хотя в отраслях реального сектора они достаточно распространены.
Поэтому стратегические иностранные инвесторы всегда ждут «особого приглашения» от правительства либо от местных операторов.
Распространение получили следующие методы: • приобретение действующего местного банка в рамках приватизации либо в результате банкротства; • вхождение в капитал действующего местного банка с целью последующего установления контроля над ним; • портфельная инвестиция в действующий банк; • поглощение другого иностранного банка, владеющего дочерней структурой в данной стране, либо покупка местного бизнеса у другого иностранного банка; • покупка доли участия у международной финансовой организации.
До середины 90-х годов иностранные банки развивали свою деятельность в
постсоциалистических странах через свои дочерние учреждения, поскольку первый этап приваА тизации в Восточной Европе, как правило, обошел банки стороной.
Затем приватизация банков вышла на первый план
в экономической политике этих стран, и если в первой половине прошлого десятилетия первоочередной продаже принадлежали обанкротившиеся либо ослабленные по какой-либо причине и убыточные финансовые учреждения, то теперь на продажу были выставлены и нормально функционирующие банки.
Иностранные операторы с энтузиазмом откликнулись на приглашение: практически в каждом приватизационном конкурсе участвовали
и конкурировали между собой по нескольку иностранных соискателей.
Основные приобретения, сформировавшие нынешнюю структуру рынка, были сделаны именно в тот период, хотя в отдельных странах ЦВЕ
и ЮВЕ (Польша, Словения, Румыния, Сербия и Черногория) процесс приватизации не завершен до сих пор.
46Financial Times, 18.11.2002.АП К 1996 г.
Венгрия приватизировала лишь два крупных банка, Польша —четыре.
В Чехии и Словакии несколько банков были приватизированы в обмен на ваучеры.
В начале 90-х годов были случаи, когда государство сознательно не допускало иностранцев к участию в первичной приватизации банков (Чехия).


[стр.,36]

Катализатором разгосударствления банковского сектора в ряде случаев стали кризисы —чисто банковские, а также валютные и обще-финансовые.
Вскоре после такого кризиса обычно происходило скачкообразное увеличение иностранного присутствия, в значительной мере под давлением стран-кредиторов (где и базируются заинтересованные банки-инвесторы) и международных финансовых организаций, в то время как свобода маневра для местного правительства ограничена.
Характерные примеры Мексика, Венесуэла, Таиланд, Болгария и государства Балтии.
В результате кризиса резко снижается стоимость всех местных активов, включая кредитные портфели и банковскую франшизу, и возникает идеальный момент для их приобретения иностранными операторами по приемлемой цене.
В России до
сих пор отсутствовали возможности приобретения иностранцами местных банков приемлемого качества.
Приватизации принадлежащих государству банков фактически не происходило, а покупка действующих частных банков
тормозится их нетранспарентностью, сомнительным качеством активов, обремененностью различными забалансовыми обязательствами и т.д.
Таким образом, поглощение эквивалентно покупке банковской лицензии, однако в России барьеры на пути самостоятельного входа на рынок не очень высокие.
Минимальный размер уставного капитала составляет 5 млн.
евро; для солидного банка из страны ОЭСР вероятность получения разрешения создать дочернюю структуру достаточно велика.
В некоторых странах с возникающими рынками (Таиланд, Малайзия, Бразилия) и барьеры на вход, и стоимость банковской франшизы выше.
Поэтому все иностранные банки развивались в России на собственной основе путем расширения перечня и объема операций своих дочерних учреждений.
Максимум, на что они пока пошли в плане региональной экспансии, это открытие одного филиала (для московских банков —в С.-Петербурге, для петербургских —в Москве) и нескольких дополнительных офисов.
В 2003-2004 г.
появилась новая тенденция: банки из сопредельных и приграничных к России стран (Казахстана, Украины, Эстонии) стали приобретать контрольные пакеты мелких и средних российских банков, в том числе в регионах (Омск, Челябинск).
Еще один метод проникновения на рынок —покупка небольшого (неконтрольного) пакета акций действующего банка и постепенное доведение этого пакета до контрольно4 Банки, обанкротившиеся после 1998 г.
и перешедшие под контроль Агентства по реструктуризации кредитных организаций, не представляли инвестиционного интереса ни для иностранных, ни для отечественных инвесторов по той причине, что у них практически не осталось ничего ценного —ни активов, ни брэнда, ни менеджеров.
4 Развитие на собственной основе не обязательно предполагает расширение филиальной сети.
Так, российский Ситибанк для расширения охвата клиентуры инвестирует ресурсы преимущественно в технологические каналы доставки своих услуг, а не в новые филиалы и отделения.

[Back]