Проверяемый текст
Верников, Андрей Владимирович. Иностранный банковский капитал в странах с переходной экономикой (Диссертация 2005)
[стр. 57]

Таблица 7: Индикаторы безопасности банковской деятельности и их пороговые значения Пороговое Показатель значение Отношение совокупных банковских активов к ВВП 80-100% Средние сроки привлечения (депозитов TD) и TL=TDразмещения (кредитов TL) средств Временная структура кредитов и депозитов до 1 года й 30% свыше 1 года £70% Иностранная совокупная банковская позиция по < 20%отношению к собственному капиталу Динамика доли активов банковского сектора в ВВП по * 100%отношению куровню монетизации экономики Доля кредитного портфеля в активах £ 45% Рентабельность капитала ROE > 15% Рентабельность активов ROA > 1-2% Доля плохих кредитов 10% Уровень концентрации банковской системы Парето: 20/80 Зависимость банков от межбанковского кредитования > 25% Источник: Экономическая безопасность России: Общий курс: Учебник / Под ред.
В.К.
Сенчагова.
—М.: Дело, 2005.-896 с.
Если под стабильностью понимать устойчивость к неблагоприятным воздействиям (шокам), то необходимо разобраться в двух вопросах:
есть ли положительная взаимосвязь между масштабами присутствия иностранного капитала и вероятностью возникновения банковского кризиса; • как ведут себя иностранные банки в случае наступления глубокого кризиса в экономике закрывают дочерние учреждения и уходят с рынка или же становятся источником дополнительной ликвидности для местной банковской системы.
Обширная зарубежная литература, посвященная данной проблеме, сходится в признании, что контролируемые стратегическими иностранными инвесторами банки делают принимающую банковскую систему развивающейся страны стабильнее.
Логика рассуждений такова: иностранные банки это эффективные учреждения с хорошо поставленными процедурами и бизнеспроцессами, поэтому их присутствие повышает качество и доступность банковских услуг и улучшает
распределение кредитных ресурсов благодаря
[стр. 102]

Качество кредитного портфеля банка можно оценить через долю в нем неработающих кредитов.
Анализ взаимозависимости между формой собственности на банки и качеством кредитных активов затруднен тем, что непосредственно перед приватизацией правительства стран ЦВЕ обычно проводили «предпродажную подготовку», которая заключалась в списании просроченных и безнадежных кредитов с балансов банков и их переводе в специально созданные государственные агентства до приватизации, в целях повысить привлекательность банка для иностранных инвесторов.
Поэтому особой заслуги новых иностранных владельцев банков может и не быть в том, что в Венгрии доля проблемных кредитов уменыпилаась с 1995 по 2000 г.
с 20 до 8%, в Польше с 21 до 14.6%, в Словакии с 40 до 22%, в Чехии с 33 до 29.5%, в Словении с 5.9 до 5.2%.
С другой стороны, немаловажно, что банковская система перестала ежеминутно генерировать новые проблемные активы, как это было до приватизации.
О доле неработающих кредитов в активах коммерческих банков переходных стран можно судить по данным в Приложении 26.
Сложно выделить какую-то одну доминирующую тенденцию.
Вероятно, методология банковской статистики различается между странами, поэтому публикуемые показатели не вполне сопоставимы (трудно понять, почему доля неработающих кредитов в банках Румынии ниже, чем в Словении).
Остается ориентироваться на направление движения данного параметра в каждой из стран, и по большинству стран (кроме Польши, Словении и Хорватии) тенденция позитивная.
2.4.
Влияние на устойчивость банковской системы принимающей страны Устойчивость банковской системы это самостоятельная ценность, важное структурное условие стабильного функционирования и поступательного развития рыночной экономики и проведения любых видов модернизации и реформ.
Нет примеров длительного успешного развития рыночных демократий без стабильно функционирующего финансового посредничества, зато есть обратные примеры, когда банковские кризисы отбрасывали страну назад, тормозили экономический рост, разрушали социальную базу рыночных реформ.
Отсюда то внимание, которое уделяется банковским системам всеми международными экономическими и финансовыми организациями —МВФ, Всемирным банком, ЕС, ЕБРР и т.д.
По этой же причине представляется актуальным рассмотреть воздействие, которое может оказать иностранный капитал на устойчивость банковских систем принимающих стран с переходной экономикой.
Если под стабильностью понимать устойчивость к неблагоприятным воздействиям (шокам), то необходимо разобраться в двух вопросах:
(а) есть ли положительная взаимосвязь между масштабами присутствия иностранного капитала и вероятностью возникно

[стр.,103]

вения банковского кризиса; (б) если кризис всё-таки происходит, то как ведут себя иностранные банки «рубят концы» и уходят или становятся источником дополнительной ликвидности для местной банковской системы.
Обширная зарубежная литература, посвященная данной проблеме, сходится в признании, что контролируемые стратегическими иностранными инвесторами банки делают принимающую банковскую систему развивающейся страны стабильнее.107 Логика рассуждений такова: иностранные банки это эффективные учреждения с хорошо поставленными процедурами и бизнес-процессами, поэтому их присутствие повышает качество и доступность банковских услуг и улучшает
аллокацию кредитных ресурсов благодаря применяемым системам оценки риска и ценообразования.
Благодаря конкуренции со стороны иностранных банков вся система становится эффективнее.
Если допустить, что иностранные банки пользуются большим доверием населения, то можно ожидать позитивного влияния на величину и структуру банковских пассивов, что понижает вероятность кри108зисов ликвидности.
Российские специалисты указывают на потенциально дестабилизирующий эффект экспансии иностранного капитала, которая на первом этапе может вызвать ухудшение условий деятельности, падение прибыльности и даже разорение некоторых из национальных кредитных организаций.
Если дочерний иностранный банк обладает значительной долей рынка, то возникает потенциальный источник нестабильности, которая может исходить от материнского банка.
Деятельность иностранных банков, укрепляя взаимосвязь между национальной и международной валютной системами, может также порождать опасения The Banking Industry in the Emerging Market Economies: Competition, Consolidation and Systemic Stability.
Basle: Bank for International Settlements, 2001; Blejer, M.
and M.Skreb (eds.).
Financial Sector Transformation: Lessons for the Economies in Transition.
Cambridge University Press, 1999; Fries, S., D.Neven, and P.Seabright.
Bank performance in transition economies.
EBRD Working Paper No.76, London: European Bank for Reconstruction and Development, 2002; Fries, S., and A.Taci.
Banking reform and development in transition economies; International Capital Markets.
Developments, Prospects, and Key Policy Issues.
International Monetary Fund (Washington DC, USA), 2000; Keren, М., and G.Ofer.
Globalization and the Role of Foreign Banks in Economies in Transition.
TIGER Working Paper No.65, Warsaw, 2004; Wagner, N.
and D.Iakova.
Financial Sector Evolution in the Central European Economies: Challenges in Supporting Macroeconomic Stability and Sustainable Growth.
По мнению редакции журнала «The Economist», предупреждению кризисов может способствовать усиление роли международных банков и компаний во внутренней экономике, интернационализация банковской системы.
В более радикальном варианте речь может идти о поглощении национальных банков международными, поскольку «иностранное владение банками является одним из наиболее эффективных путей к финансовой безопасности» (The Economist, 30.01.1999; Ibid.
20.03.99) цит.
по: Ершов М.В.
Валютно-финансовые механизмы в современном мире (кризисный опыт конца 90-х).
М.: Экономика, 2000, с.170.
109Дочерний банк может попадасть в сложное положение из-за произошедшего в родной стране кризиса например, финансовый кризис в Турции в 2001-2002 гг.

[Back]