Проверяемый текст
Верников, Андрей Владимирович. Иностранный банковский капитал в странах с переходной экономикой (Диссертация 2005)
[стр. 95]

вложения иностранных банков неизбежно сосредотачиваются в тех отраслях, где возможно кредитование на короткий срок с высокой нормой прибыли, и где есть способы покрыть свои риски путем получения обеспечения.
Так, если в Чехии банки с иностранным капиталом на первых порах избегали вложений в
тяжелую промышленность, то в Казахстане они, наоборот, кредитуют в основном нефтедобычу и горно-металлургический комплекс, то есть отрасли, образующие 70% ВВП и основную часть экспортной выручки.
В теории, применение иностранными банками передовых методов оценки кредитных рисков и качества заемщика должны приводить к более эффективному распределению финансовых ресурсов в экономике.
Практика, однако, показывает, что применение таких методик дает заметные преимущества лишь определенным категориям заемщиков экспортерам сырьевых товаров, филиалам иностранных производственных компаний и физическим лицам с высокими доходами.
Это еще больше усиливает неравномерность распределения финансовых ресурсов в экономике.
Таким образом, присутствие иностранных банков, хоть и способствует росту доли кредитования частных предприятий, в общем, не приводит к оптимизации отраслевой структуры экономики.
Так, например, не стоит ожидать роста кредитования перспективных наукоемких отраслей в России по мере увеличения доли иностранного капитала в банковской системе страны.
Уровень процентных ставок по кредитам иностранных банков, в целом, подчиняется тенденциям соответствующих рынков.
Завышенный уровень процентных ставок
характерен для всех стран с формирующимися рынками.
Эта ситуация усугубляет положение предприятий, поскольку задает слишком высокий уровень рентабельности, необходимый для успешной конкуренции с ведущими мировыми производителями.

На первом этапе деятельности иностранных банков
в странах с формирующимися рынками процентные ставки, запрашиваемые такими 94
[стр. 95]

банков и их филиалов предъявляют спрос на ограниченный пул офисных помещений высокого класса и квалифицированных кадров специалистов, способствуя надуванию «мыльного пузыря» на рынке коммерческой и жилой недвижимости и толкая зарплаты в банковском секторе на иррационально высокий уровень.
Отраслевая структура кредитов иностранных банков диктуется конкретными условиями каждой страны.
На начальном этапе работы в экономике переходного типа кредитные вложения иностранных банков неизбежно сосредоточиваются в относительно «легких» отраслях, где возможно кредитование на короткий срок с высокой нормой прибыли и где есть способы покрыть свои риски путем получения обеспечения, причем это совсем не обязательно отрасли легкой промышленности и сферы услуг.
Так, если в Чехии банки с иностранным капиталом на первых порах избегали вложений в
тяжелой промышленности, то в Казахстане они, наоборот, кредитуют в основном нефтедобычу и горнометаллургический комплекс, то есть отрасли, образующие 70% ВВП и основную часть экспортной выручки, а национальные банки больше финансируют торговлю, сельское хозяйство и строительство.
В России банки с иностранным участием с самого начала сконцентрировались на финансировании экспорта полезных ископаемых и других материалоемких товаров нефти, газа, нефтепродуктов, продукции черной и цветной металлургии, леса и пиломатериалов, химикатов и минеральных удобрений.
В этом они практически не отличались от национального финансового капитала, который тоже стремится захватить в свою орбиту экспортные отрасли сырьевой и топливно-энергетический комплекс отраслей.
После 1998 г.
кредиты начали поступать также в некоторые отрасли обрабатывающей промышленности производство продуктов питания и напитков, табачных изделий, бумаги, бытовой химии, моющих средств и предметов гигиены, других потребительских товаров, электробытовых приборов, которые работали на внутренний рынок и получили преимущество перед импортной продукцией благодаря девальвации рубля.
С другой стороны, гораздо меньшие объемы кредитных ресурсов были направлены в строительство (кроме коммерческой недвижимости), сельское хозяйство и другие отрасли агропромышленного комплекса, машиностроение, наукоемкие производства, отрасли высокой технологии.
Исключение составили только предприятия, которые на более ранней стадии перешли под контроль иностранного капитала.
Применение иностранными банками передовых методов оценки кредитных рисков и качества заемщика
должно приводить к более эффективной аллокации финансовых ресур10 Евстигнеева Л.П., Евстигнеев Р.Н.
Вопросы теории экономической трансформации в России.
Сборник статей (выпуск второй).
М.: МНИИПУ, 1999, с.51.


[стр.,96]

сов, чем было при огосударствленной банковской системе.
На практике же, если судить по опыту России, применение этих методик дает ощутимые преимущества лишь избранным заемщикам, например, экспортерам сырьевых товаров, филиалам иностранных производственных компаний и физическим лицам с высокими доходами, что усиливает неравномерность распределения финансовых ресурсов в экономике.
Общая закономерность такова: наибольшую кредитную поддержку удалось получить предприятиям и отраслям традиционной экспортной специализации, и в случае России ими оказались отрасли с низкой долей добавленной стоимости.
Возможно, объяснение заключается в индивидуальных особенностях каждой из отраслей с точки зрения наличия эффективных частных собственников, достаточно крупных по размеру и «прозрачных» предприятий, доли поставляемой на экспорт продукции, возможности получить стандартное и высоколиквидное обеспечение под кредит.
Это вполне логично, однако не позволяет выявить вклад иностранных банков в модернизацию отраслевой структуры экономики и ее диверсификацию от материалоемких в пользу наукоемких отраслей и производств.
Вскоре после приватизации банков, страны Восточной Европы столкнулись с тем, что объем и направления кредитования иностранных банков (а иных почти не осталось) не удовлетворяют аппетиты местных предпринимателей и государственных чиновников.
Речь, разумеется, не шла о кредитном голоде или кредитной блокаде, однако мелкому и среднему бизнесу, сельскохозяйственным предприятиям и остающимся в собственности государства компаниям получить кредит стало сложнее.
Так, в Польше иностранные банки отказались автоматически следовать всем инициативам правительства: в условиях замедления экономического роста они не сразу снизили процентные ставки вслед за центральным банком.
Летом 2002 г.
они не поддержали план правительства списать большую часть задолженности и выдать свежие кредиты находящимся на грани банкротства поль1Л? ским предприятиям, в частности судоверфи в городе Щецин.
У иностранных банков, не являющихся «каптивными» (зависимыми от местных или федеральных властей или от группы крупных клиентов), есть возможность кредитовать только те проекты, в которых они видят экономический смысл, отдачу и возвратность вложенных средств.
На наш взгляд, консервативная кредитная политика иностранных банков в первой половине 90-х годов была рациональным и правильным поведением для частного предпринимателя.
Вряд ли стратегические национальные интересы любой из стран с переходной экономикой состояли в поддержке обреченных и хронически убыточных предприятий и в выдаче невозвратных кредитов под плохое обеспечение, чем занимались все национальные банки, каждые несколько лет накапливая неподъемный груз плохих активов и 102Financial Times, 25.07.02.


[стр.,98]

но-следственная связь могла быть и обратной: иностранные банки предпочли сопровождать в России своих иностранных клиентов, в любом случае принявших решение осуществить инвестиции.
Процентные ставки по кредитам иностранных банков в целом подчиняются тенденциям соответствующих рынков.
Завышенный уровень процентных ставок
является универсальной проблемой переходящих к рыночной экономике стран.
Эта ситуация усугубляет положение предприятий, поскольку задает слишком высокий уровень рентабельности, необходимый для успешной конкуренции с ведущими мировыми производителями.

Высокие по любым меркам реальные ставки по кредитам свидетельствуют не только об оппортунистическом поведении банкиров (что тоже имеет место), но и о повышенных рисках кредитных вложений в условиях, когда заемщики нетраспарентны, рынки волатильны, права собственности недостаточно определены и плохо защищены, а правовые институты не отличаются высокой функциональностью.
График 25 Реальные процентные ставки по банковским кредитам, в процентах годовых, на конец 2003 г.* 25 20 15 10 5 0 -5 и С * по Азербайджану, Грузии, Литве, Украине только кредиты в национальной валюте.
Реальные ставки рассчитаны как номинальные ставки минус темпы роста потребительских цен за полный предыдущий период.
По Азербайджану и Грузии данные на конец 2002 г.
Источник; рассчитано по International Financial Statistics за соответствующие периоды.
На первом этапе деятельности иностранных банков
запрашиваемые ими процентные ставки представляются местным участникам рынка и экспертам завышенными по сравнению с кредитами национальных банков, а потому неблагоприятными для экономики.
Впрочем, то же часто относят к кредитам частных банков по сравнению с государственными.
Нам представляется, что здесь действует эффект, который возникает сразу по

[Back]