Проверяемый текст
Верников, Андрей Владимирович. Иностранный банковский капитал в странах с переходной экономикой (Диссертация 2005)
[стр. 96]

банками, местным участникам рынка представляются завышенными по т сравнению со ставками национальных банков.
Важно, однако, понимать, что за низкой стоимостью кредита может скрываться неумение правильно оценивать кредитные и страновые риски.
Это нередко приводит к неоптимальному размещению ресурсов: доступ к ним получают неэффективные или убыточные производители.
По тем видам и срокам кредитования, где уже возникла
конкуренция, иностранные банки идут на снижение кредитных ставок.
В конечном итоге этот процесс приводит к сужению банковской маржи, что
приводит к сокращению совокупных издержек для экономики.
Качество кредитного портфеля важный критерий, по которому судят о жизнеспособности и работоспособности банковской системы.
К моменту, когда в
странах Восточной Европы произошла приватизация ведущих банков, проблема «плохих кредитов» стояла там как никогда остро.
Теоретически, иностранная собственность на банки создает иммунитет от кризиса' неработающих кредитов: иностранные операторы не склонны «входить в положение» и отказываются выдавать кредиты, возвратность которых невозможно обеспечить.
Консервативная кредитная политика иностранных банков
представляется нам вполне рациональной и единственно правильной.
Вряд ли стратегические национальные интересы любой из стран с
формирующимися рынками состоят в поддержке обреченных или хронически убыточных предприятий.
А ведь именно этим и занимались национальные банки, каждые несколько лет накапливая неподъемный груз плохих активов и требуя новых вливаний государственных средств.
По нашему глубокому убеждению ситуация, когда частный банк, основываясь на собственных профессиональных оценках, отказывается выполнять социально значимый «заказ» государства, в конечном счете, отвечает 95
[стр. 96]

сов, чем было при огосударствленной банковской системе.
На практике же, если судить по опыту России, применение этих методик дает ощутимые преимущества лишь избранным заемщикам, например, экспортерам сырьевых товаров, филиалам иностранных производственных компаний и физическим лицам с высокими доходами, что усиливает неравномерность распределения финансовых ресурсов в экономике.
Общая закономерность такова: наибольшую кредитную поддержку удалось получить предприятиям и отраслям традиционной экспортной специализации, и в случае России ими оказались отрасли с низкой долей добавленной стоимости.
Возможно, объяснение заключается в индивидуальных особенностях каждой из отраслей с точки зрения наличия эффективных частных собственников, достаточно крупных по размеру и «прозрачных» предприятий, доли поставляемой на экспорт продукции, возможности получить стандартное и высоколиквидное обеспечение под кредит.
Это вполне логично, однако не позволяет выявить вклад иностранных банков в модернизацию отраслевой структуры экономики и ее диверсификацию от материалоемких в пользу наукоемких отраслей и производств.
Вскоре после приватизации банков, страны Восточной Европы столкнулись с тем, что объем и направления кредитования иностранных банков (а иных почти не осталось) не удовлетворяют аппетиты местных предпринимателей и государственных чиновников.
Речь, разумеется, не шла о кредитном голоде или кредитной блокаде, однако мелкому и среднему бизнесу, сельскохозяйственным предприятиям и остающимся в собственности государства компаниям получить кредит стало сложнее.
Так, в Польше иностранные банки отказались автоматически следовать всем инициативам правительства: в условиях замедления экономического роста они не сразу снизили процентные ставки вслед за центральным банком.
Летом 2002 г.
они не поддержали план правительства списать большую часть задолженности и выдать свежие кредиты находящимся на грани банкротства поль1Л? ским предприятиям, в частности судоверфи в городе Щецин.
У иностранных банков, не являющихся «каптивными» (зависимыми от местных или федеральных властей или от группы крупных клиентов), есть возможность кредитовать только те проекты, в которых они видят экономический смысл, отдачу и возвратность вложенных средств.
На наш взгляд, консервативная кредитная политика иностранных банков в первой половине 90-х годов была рациональным и правильным поведением для частного предпринимателя.
Вряд ли стратегические национальные интересы любой из стран с
переходной экономикой состояли в поддержке обреченных и хронически убыточных предприятий и в выдаче невозвратных кредитов под плохое обеспечение, чем занимались все национальные банки, каждые несколько лет накапливая неподъемный груз плохих активов и 102Financial Times, 25.07.02.


[стр.,99]

еле либерализации цен: в поисках равновесного уровня цены сначала взлетают, то есть происходит «перехлест» (overshooting).
Неуверенность субъектов рынка может объяснить сохранение в переходных экономиках столь высоких процентных ставок как в номинальном, так и в реальном выражении (см.
Приложение 24 и График 25).
За исключением Хорватии, в правой части графика оказались страны, где иностранный капитал контролирует менее половины банковского сектора, то есть в таких странах заемщики, как правило, платят более высокие проценты за кредит.
Более устойчивую корреляцию между уровнем реальных процентных ставок по кредитам и масштабами присутствия в стране иностранного банковского капитала идентифицировать трудно —видимо, временной лаг еще не закончился.
В Армении и Киргизии значительное по меркам СНГ присутствие иностранных банков пока не помогло снизить запретительно высокие для бизнеса ставки по кредитам.
Рассуждая о проблеме «завышенных» процентных ставок по кредитам, есть риск впасть в упрощение и счесть невыгодными для экономики любые ставки, номинальный уровень которых покажется высоким или «не учитывающим интересы» национальных заемщиков.
«В социальном рыночном хозяйстве, в его денежно-кредитном сегменте процент за кредит не может быть установлен с учетом интересов только банкиров, он должен учитывать платежеспособность клиентов».
За низкой стоимостью кредита может скрываться неумение правильно
оценить кредитные и политические риски.
«Учет платежеспособности клиентов» часто приводит к неоптимальному размещению ресурсов: доступ к ним получают неэффективные или убыточные производители.
По тем видам и срокам кредитования, где уже возникла
достаточная конкуренция, иностранные банки вынуждены идти на снижение кредитных ставок.
Экономическая возможность делать это, не прибегая к демпингу и сохраняя приемлемую доходность активов, у них есть благодаря более выгодным условиям привлечения ресурсов например, по частным депозитам.
В конечном итоге этот процесс приводит к сужению банковской маржи, что
в то же время означает уменьшение трансакционных издержек для экономики.
Определенный интерес представляет анализ валютной структуры кредитов, выделяемых иностранными банками нефинансовому частному сектору переходных стран (График 26).
Если речь идет о заемщиках, обслуживающих преимущественно внутренний рынок своей страны, то кредитование в национальной валюте создает дополнительное преимущество в плане стабильности: у промышленных предприятий долговые обязательства и потоки текущих доходов теперь выражаются в одной и той же валюте, что позволя1m Сенчагов В.К.
Экономическая безопасность: Геополитика, глобализация, самосохранение и развитие (книга четвертая).
М.: Финстатинформ, 2002, с.39.
Валютная структура рассчитана по всем кредитам от иностранных банков как трансграничным, так и выданным дочерними иностранными банками в странах операций.


[стр.,101]

Валютная структура коммерческих кредитов в России асимметрична: если в среднем на кредиты в иностранной валюте приходилось 33%, то у дочерних иностранных банков 79% (Таблица 8), а у Райффайзенбанка свыше 93%.
На доминирующую в банковской системе тенденцию к изменению валютной структуры портфеля в пользу национальной валюты вовремя отреагировал Ситибанк 45%/55%.
Таблица 8 Доля валютных кредитов в общем объеме коммерческого кредитования, в процентах, на 01.10.2004 Всего* 33.0 Иностранные дочерние банки** 79.2 банки с государственным участием*** 25.7 частные российские банки 37.5 *средневзвешенное значение по 30 банкам-лидерам по объему клиентского кредитования ** средневзвешенное значение по Райфайзенбанк Австрия, ММБ, Ситибанк и Коммерцбанк (Евразия) *** средневзвешенное значение по Сбербанку России, Внешторгбанку и Банку Москвы Рассчитано по: Эксперт, 2004, № 46(446), с.150.
I Качество кредитного портфеля важный критерий, по которому судят о жизнеспособности и работоспособности банковской системы.
К моменту, когда в
ЦВЕ и ЮВЕ произошла приватизация ведущих банков, проблема «плохих активов» и неработающих кредитов проявилась в полной мере.
(Возможно, это произошло вследствие того, что был нарушена оптимальная последовательность финансовой либерализации).
Безответственное поведение заемщиков характерно не только для переходных стран и не только для государственных банков.
Нечто похожее произошло в начале 90-х годов в скандинавских странах, когда после отмены ограничений на кредитование субъекты экономики увлеклись заимствованиями и перешли черту безопасности.
Банки в ответ на это охотно выдавали всё новые кредиты и в итоге перегрузили свои балансы низкокачественными активами, что привело к кризису.
6 Вина за низкое качество кредитных активов лежит на обеих сторонах: банки не должны были продолжать кредитование безнадежных заемщиков.
Иностранная собственность на банки создает
некоторый иммунитет от кризиса неработающих кредитов: иностранные операторы не склонны «входить в положение» и просто отказываются выдавать кредиты, возвратность которых невозможно обеспечить.
105McKinnon, R.
The Order of Economic Liberalization.
Financial Control in the Transition to a Market Economy.
Baltimore & L.: John Hopkins University Press, 1991.
Drees, B., and C.Pazarbasioglu.
The Nordic banking crisis: pitfalls in financial liberalization? IMF Occasional Paper No.161.
International Monetary Fund (Washington, D.C.), 1998, p.13.

[Back]