Проверяемый текст
Хасанова, Гузель Азатовна; Расширенное воспроизводство интеллектуальной собственности в акционерных корпорациях (Диссертация 2006)
[стр. 122]

ации способно, во-первь оправдать сам факт функционирования корпорации; во-вторых, обеспечить развитие корпоративного интеллекта и обогащение интеллектуального корпоративного капитала; в-третьв создать предпосылки для формирования высокоэффективной системы интеллектуальной собственности корпорации.
Это значит, механизм реализации интеллектуальной собственности корпорации должен в большей мере обеспечивать воспроизводство человеческого капитала экономических участников корпорации.

Таким образом, большое значение приобретает воспроизводство не просто
капитала, а нового его качества, которое реализуется: 1) переоценке приоритетов корпоративного развития в сторону интеллектуализации корпоративных отношений и возрастания.
роли человеческого капитала.
Определение причинно-следственных связей, ведущих к повышению социальноэкономического благосостояния корпорации, позволит на практике рассматривать роль корпоративной формы организации деятельности, связанной не столько с возможностью привлечения дополнительных
финансовых ресурсов или снижения риска хозяйственной деятельности, сколько с возможностью развития личности и* реализации его способностей.
Речь идет о сломе стереотипа: «человек ради корпорации» на «корпорация ради человека».
Другими словами, должен быть обеспечен приоритет системы интеллектуальной собственности в корпорации над
t властью ее финансового капитала, и тогда собственность работника на определенное количество акции, которое современных условиях не позволяет ему активно участвовать в судьбе корпорации перекрыта широкими возможностями развития и реализации его как личности в условиях корпоративного взаимодействия; 2) в повышении заинтересованности в реинвестициях в развитие интеллектуального, трудового, социального и других составляющих человеческого капитала в рамках корпорации и, как СТ] в формировании ее конкурентного преимущества.
ными инструментами и рычагами социально и экономически эффективной реализации интеллектуальной корпоративной собственности являются, 122
[стр. 133]

ла личности.
Гонка аутсайдеров за количественными показателями сводят на нет инсайдерскую инициативу во всемерном содействии и участии в обеспечении нормального, естественного хода воспроизводства любых, в том числе социально-биологических систем.
Как система интеллектуальной собственности, так и система, определяющая цельность личности, требует постоянства в формировании их потенциала, который служит неким стратегическим резервом, обеспечивающим воспроизводственный характер интеллектуального развития.
Потенциал интеллектуальной корпоративной собственности, представляя собой сущностную характеристику функциональных возможностей элементов системы собственности, способен обеспечить ее расширенное воспроизводство при условии воспроизводства элементов интеллектуальной собственности и укрепления «мостов», определяющих их взаимосвязь и взаимообусловленность.
Другими словами, «пожинание плодов» от функционирования интеллектуальной корпоративной собственности одновременно должно сопровождаться воспроизводством элементов данной системы, и воспроизводством интеллектуального, социального, трудового и других составляющих человеческого капитала участника корпорации.
Таким образом, только расширенное воспроизводство человеческого капитала инсайдера корпорации способно, во-первых, оправдать сам факт функционирования корпорации; во-вторых, обеспечить развитие корпоративного интеллекта и обогащение интеллектуального корпоративного капитала; в-третьих, создать предпосылки для формирования высокоэффективной системы интеллектуальной собственности корпорации.
Это значит, механизм реализации интеллектуальной собственности корпорации должен в большей мере обеспечивать воспроизводство человеческого капитала экономических участников корпорации.

Необходимо заметить, что управление и контроль инсайдерскими группами в лице доминирующих собственников или менеджеров корпорации это лишь предпосылка для эффективной корпоративной деятельности.
В российских условиях мы можем наблюдать противоположную ситуацию.
Во 133

[стр.,134]

многом она связана с тем, что «свое положение доминирующего собственника инсайдер реализует, извлекая ренту, большая часть которой не реинвестируется, а расходуется на личное потребление или накапливается в оффшорных зонах».121 В отношении остальных собственников незначительного количества обыкновенных акций, ставших таковыми в результате даже «принудительных» мероприятий (например, выплаты акциями части заработной платы в силу того, что предприятие переживало сложные времена и нуждалось в финансировании), об осуществлении реального расширенного обобществления капитала говорить не приходится.
Такие инсайдеры, воспринимая данное положение больше как «нагрузку», снижающую их реальное благосостояние, чаще всего стремятся экономически выгодно освободиться от этого бремени.
Таким образом, большое значение приобретает воспроизводство не просто
инсайдерского капитала, а нового его качества, которое реализуется: 1) в переоценке приоритетов корпоративного развития в сторону интеллектуализации корпоративных отношении и возрастания роли человеческого капитала.
Определение причинно-следственных связей, ведущих к повышению социально-экономического благосостояния корпорации, позволит на практике рассматривать роль корпоративной формы организации деятельности, связанной не столько с возможностью привлечения дополнительных
финансоV/ вых ресурсов или снижения риска хозяйственной деятельности, сколько с возможностью развития личности и реализации его способностей.
Речь идет о сломе стереотипа: «человек ради корпорации» на «корпорация ради человека».
Другими словами, должен быть обеспечен приоритет системы интеллектуальной собственности в корпорации над
властью ее финансового капитала, и тогда собственность работника на определенное количество акций, которое в современных условиях не позволяет ему активно участвовать в судьбе корпорации будет перекрыта широкими возможностями развития и 121 Кононова Д.Е.
Особенности национальных системных кризисов // Менеджмент в России и за рубежом.
2006.
Хе 1.-С.
122-137.
134

[стр.,135]

реализации его как личности в условиях корпоративного взаимодействия; 2) в повышении заинтересованности в реинвестициях в развитие интеллектуального, трудового, социального и других составляющих человеческого капитала в рамках корпорации и, как следствие, в формировании ее конкурентного преимущества.
Третье, механизм реализации интеллектуальной собственности корпорации должен ориентировать на поиск интеллектуальной ренты.
Формирование корпоративной интеллектуальной ренты связано с функционированием в корпорации системы интеллектуальной собственности.
Причиной ее образования является монополия корпоративной интеллектуальной собственности на ее объекты, которая наделяет ее экономической властью.
Экономическая власть «специфическое отношение между экономическими институтами и организациями, а также социальными группами отдельными лицами, чья деятельность связана с экономикой, в рамках которой субъект экономической власти генерирует вокруг себя властное пространство, а остальные институты и субъекты вынуждены в большей или меньшей степени следовать воле и интересам названного субъекта, поступаясь в определенной мере собственными интересами и целями».122 Институциализация экономической власти отдельных корпорации представляет им возможность влиять на поведение других участников экономического процесса и регулировать процесс, связанный со всеми циклами воспроизводства интеллектуальных ценностей.
Последнее смягчает спросовые ограничения и усиливает экономическую власть корпорации, что гарантирует ей экономическую реализацию монопольного положения в форме ренты.
Однако известно, что рента это результат взаимодействия множества факторов (политических, экономических, институциональных, технологических и др.), которые могут повлиять на решение корпорации в отношении выбора стратегии корпоративного развития между стратегией поиска «плохой» ренты и стратегии поиска «хоро122 Кудряшова Р.П.
Рента в современной экономике России: теория и практика.
Самара.: Издательство Самарской государственной экономической академии, 2003.
С.
56.
135

[Back]