Проверяемый текст
Хасанова, Гузель Азатовна; Расширенное воспроизводство интеллектуальной собственности в акционерных корпорациях (Диссертация 2006)
[стр. 97]

предприятия.
Таблица 2.16 Структура персонала НИЦ ОАО «НКНХ» в 2009 году [27] Наименование показателя Количество, Ученая степень чел доктор наук Кандидат наук Всего предприятия работников 17636 24 Сотрудники НИЦ В % к всего 272 17 1,54 100 70,83 3 3 Как следует из данных таблицы 2.8, всего лишь 1,5 % работников ОАО «НКНХ» участвуют создание продукта интеллектуальной собственности, среди которых 3 доктора наук и 17 кандидатов наук, что составляет 100 и 70,83% по остепеннености в сравнении с общей численностью работниковпредприятия.
Более 36,4% сотрудников НИЦ имеют высшее образование.
Приведенные цифры говорят о том' что на предприятии есть поле деятельности [ЛЯ совершенствования управления развитием интеллектуальной» собственности.
Здесь же следует отметить, что менеджеры, и акционеры корпорации являются экономическими собственниками процесса созидания, интеллектуальной собственности в той части, в которой они ее могут контролировать.
Учитывая, что интеллектуальная деятельность участников корпорации приводит к сужению области контроля со стороны менеджеров, к стиранию границ между управляющим и наемным работником, развивается своего рода «квазипрофессиональная занятость».
Поэтому, когда интеллектуальный работник корпорации уходит, уникальные возможности корпорации автоматически переходят
месте с этим работником в другую фирму.
Если корпорация не может удержать своих работников, то интеллектуальный капитал корпорации перестает существовать, как уникальное средство производства конкурентных преимуществ.

В этой связи очень важно создать необходимые условия не только для развития, но и сохранения или обеспечения принадлежности интеллектуальных ценностей.
Нужно учитывать, что личная собственность на создаваемый интеллектуальный продукт позволяет
обрести реальный контроль над процессом производства, что
[стр. 72]

висимости от институционального предпринимательства менеджеров и акционеров корпорации.
Ясно, что высокоэффективной собственность может быть в ситуации слияния собственника де-юре с собственником де-факто, но практика свидетельствует о наличии множества случаев несовпадения.
Центральным моментом при оценке социально-экономической эффективности принадлежности объекта присвоения тому или иному субъекту, становится его способность управлять этим объектом таким образом, чтобы обеспечивать надлежащее использование блага.
Надлежащее использование интеллектуальной ценности предполагает реализацию характеристик данного продукта в обеспечении роста благосостояния окружающих.
Тогда собственником де-факто становится тот, чьё благосостояние увеличивается, то есть тот, кто непосредственно его потребляет (см.
рисунок 11).
Рисунок 11.
Формирование и развитие интеллектуальной собственности корпорации Менеджеры и акционеры корпорации являются экономическими собственниками процесса интеллектуального созидания в той его части, в которой они его контролируют.
Учитывая, что интеллектуализация деятельности участников корпорации приводит к «сужению» области контроля со стороны менеджеров, «стираются границы между управляющим и наемным работни72

[стр.,73]

ком, развивается своего рода квазипрофессиональная занятость».50 Поэтому, когда интеллектуальный работник корпорации уходит, уникальные возможности корпорации автоматически переходят вместе с этим работником в другую фирму.
Если корпорация не может удержать своих работников, то интеллектуальный капитал корпорации перестает существовать, как уникальное средство производства конкурентных преимуществ.

Поэтому очень важно создать необходимые условия не только для развития, но и сохранения или обеспечения принадлежности интеллектуальных ценностей.
Нужно учитывать, что личная собственность на создаваемый интеллектуальный продукт (по
Гегелю внутренняя собственность) позволяет обрести реальный контроль над процессом производства, что приводит к перераспределению значительной части общественного достояния в пользу интеллектуального работника собственника интеллектуального капитала, а значит и непосредственно процесса интеллектуального производства.
И здесь возникает противоречие между интеллектуалами, которые не ставят своей основной целью присвоение материальных благ, но получают при этом все возрастающий результат, и теми членами общества, которые не обладают интеллектуальными способностями и возможностями для их развития.
Перед ними стоит задача выживания.
Их реальные доходы на практике снижаются по мере хозяйственного прогресса.
Они не получают от своей деятельности результат, к которому стремятся.
А интеллектуал корпорации остается в выигрыше, в результате социально-экономической реализации интеллектуальной корпоративной собственности в форме интеллектуальной ренты.
50 См.: Дж.
Ходжсон.
Социально-экономические последствия прогресса знаний и нарастания сложности И Вопросы экономики.
-2001.
№8.
С.
43.
73

[Back]