учащением оных наказания не лишились важности своей. Всякого рода наказания тотчас теряют силу свою, когда они обыкновенны становятся. И в сем случае сила бесславия зависит много от умения и умеренности его употребления» [Там же.С.437]. Проблему «осмотрительности» и «благоразумия» поднимает и А.А.Прокопович-Антонский: «В самых попечениях о детях, в самых наградах, особливо вещественных, надобно иметь великую осторожность, чтобы не делать их слишком часто и не вовремя» [177.С.52]. Подводя итог, следует заметить: все просветители говорили о вреде телесных наказаний, т.к. страх наказания «впечатлевается в воображения детей, что остаётся в них навсегда и простирает пагубные свои влияния нередко на целую жизнь» [Там же.С.358], тем не менее, они утверждали о необходимости применения некоторых видов наказаний: «... узда строгости необходима. Жалка участь сына ненаказанного. Отец и необузданный сын равно постраждут» [Там же]. Отсюда следовала интересная проблема, которая и по сей день, актуальна в педагогике семейного воспитания соблюдение чувства меры, причем это чувство меры должно присутствовать и при умственном, физическом, эстетическом и других видах воспитания. Среди многочисленных средств воспитания ребёнка в семье просветители второй половины XVIII в. выделяют чтение книг. Если Н.И.Новиков это средство рассматривает в рамках эстетического воспитания, то А.Ф. Бестужев в рамках нравственного. Несмотря на это, все мыслители отводят чтению книг должное место в процессе воспитания вообще и семейного в частности, так как «чтение для просвещения и возвышения души удобно» [4.С.432]. Пользу чтения они усматривают в том, что «нравственные чувствования», которые дети получают от прочтения произведений влияют,на «образование характера и на открытие 100 |
« Лишение, например, некоторых яств или некоторых увеселений, но таким образом, чтоб лишение продолжалось не долее одного дня. А чтоб внушить детям наибольшее уважение к истине и наибольшее омерзение ко лжи, надобно, чтобы оные никогда не оставались без наказания, и нужно уменьшить тяжесть наказания всегда, когда за проступком будет следовать искреннее признание» (4,439). Напротив, такие проявления детского возраста, как «остроты и живость, которые нужно более возбуждать в сих летах, нежели истреблять» любые наказания тут неприемлемы, а наоборот «оказывать должно всякое снисхождение». В разработках просветителей системы поощрений и наказаний затрагивается вопрос о соблюдении чувства меры в их применении: «Надобно, чтобы всякое наказание было редко, дабы учащением оных наказания не лишились важности своей. Всякого рода наказания тотчас теряют силу свою, когда они обыкновенны становятся. И в сем случае сила бесславия зависит много от умения и умеренности его употребления» (4,437). Проблему «осмотрительности» и «благоразумия» поднимает и А.А.Прокопович-Антонский: «В самых попечениях о детях, в самых наградах, особливо вещественных, надобно иметь великую осторожность, чтобы не делать их слишком часто и не вовремя» ( 177,52). Подводя итог, следует заметить: все просветители говорили о вреде телесных наказаний, т.к. страх наказания «впечатлевается в воображения детей, что остаётся в них навсегда и простирает пагубные свои влияния нередко на целую жизнь» (4,358), тем не менее, они утверждали о необходимости применения некоторых видов наказаний: «... узда строгости необходима. Жалка участь сына ненаказанного. Отец и необузданный сын равно постраждут» (4,358). Отсюда следовала интересная проблема, которая и по сей день актуальна в педагогике семейного воспитания соблюдение чувства меры, причем это чувство меры должно присутствовать и при умственном, физическом, эстетическом и других видах воспитания. Среди многочисленных средств воспитания ребёнка в семье просветители второй половины XVIII в. выделяют чтение книг. Если Н.И.Новиков это средство рассматривает в рамках эстетического воспитания, то А.Ф. Бестужев в рамках нравственного. Не-емотря на это, все мыслители отводят чтению книг должное место в процессе воспитания вообще и семейного в частности, так как «чтение для просвещения и возвышения души удобно» (4,432). Пользу чтения они усматривают в том, что «нравственные чувствования», которые дети получают от прочтения произведений влияют на «образование характера и на открытие страстей» (4,433).По их мнению, начинать чтение надо с исторических романов, героем которых является человек с большой славой гражданских и воинских доблестей, добродетелей; будучи отцом, супругом, другом он представляется в романе во всех видах отношений с обществом. К романам исторического плана можно добавить трагедии, комедии, производимые те же самые действия, что и нравственные разговоры. Значительное место в семейном воспитании просветители (Н.И.Новиков, А.Н.Радищев, Г.Н.’Геплов, Ф.И.Янкович и др.) отводили трудовому воспитанию. Труд рассматривался как средство не только нравственного, но и физического и умственного развития. Труд, по мнению мыслителей, не только упорядочивал стиль, ритм жизни, но и благотворно влиял на характеры детей: «Одолевай нищету трудом и прилежанием. Нет другого соперника нищете, как труд и прилежание. Не ослабевай в них. Помятуй, что если эти два качества, соединённыя с природным твоим разумом, доведут тебя быть подобным тому, кто от своего изобилия тебе поможет, а ты не взирай на то, что многия скорея помогают в бедности слепым и увечным нежели ученым» (215,10). А.Н.Радищев рассматривал труд, как необходимое условие жизни людей в свободном обществе. В содержание трудового воспитания в семье он считал необходимо включить знакомство с сельскохозяйственным трудом и непосредственное участие детей в нём. Дети должны уметь выполнить любую 131 |