Проверяемый текст
Троян, Инна Игоревна; Педагогическая мысль России второй половины XVIII века о воспитании детей в семье (Диссертация 1999)
[стр. 102]

бесполезное бремя земли и гнилой член общества» [4.С.263].
Отсюда следует, что трудовому воспитанию, как и воспитанию, вообще, просветители второй половины XVIII в.
отводили социальную роль.
Если Эмиль у Руссо трудился на своё благо, он жил результатами своего труда, то русский человек должен трудиться не только для себя, но и для общества, а это трудолюбие начинает формироваться именно в семье.
В теснейшей взаимосвязи с нравственным, трудовым, умственным воспитанием детей в семье выступает физическое воспитание.
В ряде переводных источников [58;144;106;142;180;38], которые во второй половине XVIII в.
предлагали себя как рекомендации по вопросам воспитания, главное место отводили физическому и нравственному, не умаляя значения ни одного, ни другого.
«Главнейшие предметы, на которые должно внимательно смотреть при воспитании детей, суть здоровье тела и красота души.
Первое зависит от порядочного естественного расположения членов; второе от украшения разума добродетелями и знаниями.
Правила, какия требуются для получения успеха в первом, называются диетою, которая состоит в порядке жизни, а нравоучение предлагает наставление достигнуть благополучно ко второму»
[58.С.З].
«Почему непременно нужно стараться обрабатывать вместе и в то же время обе сии части, составляющие человека.
Крепость тела есть дар природы весьма нужный для понесения трудов и упражнений...
Добродетель души есть такое дело, которое весьма необходимо, чтобы научиться жить как прилично честному человеку»
[Там же.С.4].
«Она (добродетель души) нам показывает средство различить худое от доброго, она предполагает, чего мы должны избегать и чему следовать; она научает уважению и почитанию, которое мы должны воздать
Богу, нашим родителям, старейшим...
Она нас делает любезными нашим супругам, приятными нашим детям, услужливыми нашим друзьям, она утоляет наш гнев, унимает наши страсти...»
[58.С.5].
102
[стр. 132]

работу: водить соху, вскопать гряду, подоить корову.
Не менее важным моментом в содержании трудового воспитания было привитие детям уважения к чужому труду и труженикам.
Трудом просветители называли: «все те упражнения, которые мы или ради себя, или ради других предпринимаем.
Труд есть должность наша, и твердейший щит против порока.
Ленивый и праздный человек есть бесполезное бремя земли и гнилой член общества» (4,263).
Отсюда следует, что трудовому воспитанию, как и воспитанию, вообще, просветители второй половины XVIII в.
отводили социальную роль.
Если Эмиль у Руссо трудился на своё благо, он жил результатами своего труда, то русский человек должен трудиться не только для себя, но и для общества, а это трудолюбие начинает формироваться именно в семье.
В теснейшей взаимосвязи с нравственным, трудовым, умственным воспитанием детей в семье выступает физическое воспитание.
В ряде переводных источников (58; 144; 106; 142; 180;38), которые во второй половине XVIII в.
предлагали себя как рекомендации по вопросам воспитания, главное место отводили физическому и нравственному, не умаляя значения ни одного, ни другого.
«Главнейшие предметы, на которые должно внимательно смотреть при воспитании детей, суть здоровье тела и красота души.
Первое зависит от порядочного естественного расположения членов; второе от украшения разума добродетелями и знаниями.
Правила, какия требуются для получения успеха в первом, называются диетою, которая состоит в порядке жизни, а нравоучение предлагает наставление достигнуть благополучно ко второму»
(58,3).
«Почему непременно нужно стараться обрабатывать вместе и в то же время обе сии части, составляющие человека.
Крепость тела есть дар природы весьма нужный для понесения трудов и упражнений...
Добродетель души есть такое дело, которое весьма необходимо, чтобы научиться жить как прилично честному человеку»
(58,4).
«Она (добродетель души) нам показывает средство различить худое от доброго, она предполагает, чего мы должны избегать и чему следовать; она научает уважению и почитанию, которое мы должны воздать
132

[стр.,133]

133 Богу, нашим родителям, старейшим...
Она нас делает любезными нашим супругам, приятными нашим детям, услужливыми нашим друзьям, она утоляет наш гнев, унимает наши страсти...»
(58,5).
Однако, анализ переводных источников всё же показывает, что приоритет отдавался физическому воспитанию.
На первое место ставились требования «чтобы они телом были здоровы и добры, и привыкали бы к упражнениям, потом возможно стараться насаждать в их душе добродетель и просвещение» (58,12).
Разработкой проблемы физического воспитания детей занимались и отечественные просветители второй половины XVIII века.
Так, Н.И.Новиков называл физическое воспитание первой главной частью воспитания, появившегося на свет ребенка: «...
а первая она есть потому, что образование тела и тогда уже нужно, когда иное образование не имеет ещё места» (148,21).
Главная задача родителей в физическом воспитании забота о здоровье и крепком телосложении детей, которое начинать надо с самого рождения.
«Образование тела» Новиков причислял к науке о воспитании, так как большинство родителей видело задачу «телесного воспитания» лишь в хорошем кормлении.
Е.Р.Дашкова выдвигала определённые требования, через выполнение которых осуществлялось физическое воспитание: «когда детям через простую пищу, через простое и покойное платье, через движение, через привычку к воздуху и трудам попадут силы и сделают их телом крепкими и здоровыми.
Польза оного ощутительна не только относительно долголетию, но и способствованию геройским подвигами к непоколебимой твёрдости в предпринятом» (4,287).
В последних словах этого высказывания мы видим, что физическому воспитанию Дашкова придает социальное значение.
Для Отечества сыны нужны физически здоровые.
Известный просветитель второй половины XVIII в.
Ф.И.Янкович также ставил вопрос о значении и роли физического воспитания.
В работе «О должностях человека и гражданина», которая состоит из пяти частей, вторая

[Back]