Таким образом, главным содержанием, предметом физического воспитания просветители называли удовлетворение потребностей ребёнка в уходе, пище, одежде, приучении к определённому распорядку, развитие его физических сил, при этом родители должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей. Разработкой «правил образования тела», в основе которых лежит принцип природосообразности и учёт индивидуальных и возрастных особенностей детей, просветители второй половины XVIII в. внесли существенный вклад в теорию и практику физического воспитания детей в семье. В разрез официальной педагогике, считавшей ведущим нравственное воспитание, выступил Н.И.Новиков. На первое место он выдвигал умственное воспитание, ставя от него в прямую зависимость воспитание нравственное. Эта идея была отлична от идей других просветителей того периода (Я.П.Козельский, Д.И.Фонвизин) и явилась весьма прогрессивной для того периода. Чем образованнее человек, считал Новиков, тем легче ему стать более нравственным. В отличие от ряда мыслителей того времени, которые только лишь констатировали тот факт, что усвоение наук даст хорошие плоды, если ребёнок вместе с ней усваивает нормы поведения; и наоборот «сердце, напоенное истинами нравоучения более способствует к просвещению» [4.С.365], Новиков подошел к этому вопросу с научно-методологической стороны и обосновал первостепенное значение умственного воспитания. Предметом умственного воспитания является «образование разума». Чтобы дать детям серьёзное «образование разума», необходимо, вопервых, «... вперять в них справедливые представления о вещах...». «Справедливые», т.е. истинные, основанные на научных данных, представления о мире первейшее условие умственного воспитания. Вовторых, на основании этих справедливых знаний детей надо приучать 105 |
уходе, пище, одежде, приучении к определённому распорядку, развитие его физических сил, при этом родители должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей. Разработкой «правил образования тела», в основе которых лежит принцип природосообразности и учёт индивидуальных и возрастных особенностей детей, просветители второй половины XVIII в. внесли существенный вклад в теорию и практику физического воспитания детей в семье. В разрез официальной педагогике, считавшей ведущим нравственное воспитание, выступил Н.И.Новиков. На первое место он выдвигал умственное воспитание, ставя от него в прямую зависимость воспитание нравственное. Эта идея была отлична от идей других просветителей того периода (Я.П.Козельский, Д.И.Фонвизин) и явилась весьма прогрессивной для того периода. Чем образованнее человек, считал Новиков, тем легче ему стать более нравственным. В отличие от ряда мыслителей того времени, которые только лишь констатировали тот факт, что усвоение наук даст хорошие плоды, если ребёнок вместе с ней усваивает нормы поведения; и наоборот «сердце, напоенное истинами нравоучения более способствует к просвещению» (4,365), Новиков подошел к этому вопросу с научно-методологической стороны и обосновал первостепенное значение умственного воспитания. Предметом умственного воспитания является «образование разума». Чтобы дать детям серьёзное «образование разума», необходимо, во-первых, «... вперять в них справедливые представления о вещах...». «Справедливые», т.е. истинные, основанные на научных данных, представления о мире первейшее условие умственного воспитания. Во-вторых, на основании этих справедливых знаний детей надо приучать мыслить и рассуждать, исследовать, сомневаться и решать, осмысливать изучаемое, упражнять в наблюдениях, развивать внимание. Задача умственного воспитания не только обогатить разум детей знаниями, но и научить их мыслить: «Разум их должен быть не только 135 |