Проверяемый текст
Троян, Инна Игоревна; Педагогическая мысль России второй половины XVIII века о воспитании детей в семье (Диссертация 1999)
[стр. 106]

мыслить и рассуждать, исследовать, сомневаться и решать, осмысливать изучаемое, упражнять в наблюдениях, развивать внимание.
Задача умственного воспитания не только обогатить разум детей знаниями, но и научить их мыслить: «Разум их должен быть не только
управляем и обогащаем разными познаниями, но и так упражняем, чтобы они мало-помалу приобретали способность исследовать и разбирать то, что они знать желают, удобно отличать истинное от ложного и при сём следовать всегда надёжнейшим правилам и по кратчайшему пути идти» [150.С.323].
Н.И.Новиков указывал, что умственное воспитание должно сообразовываться с возрастом детей, их индивидуальными особенностями и уровнем их развития.
Отсюда вытекает требование применения к каждому отдельно различных методов воспитания.
Из взглядов просветителя на умственное воспитание, задачей которого он считал воспитание человека поистине образованного, следует и требование разностороннего образования.
Как эталон верно поставленного умственного воспитания приводит он постановку дела в семье Добронрава.
Сын его Добросед «...
обучился трём языкам: французскому, английскому и немецкому.
Прочёл почти всех славянских авторов, получил истинное о вещах понятие посредством логики и физики; обучался с прилежанием математике, истории, географии.
Знал сокращённо деяния наших предков, ...наставлен был в познании христианского закона и истинном благопочитании»
[152.С.257].
Заслугой Н.И.Новикова является и то, что в своей работе, о которой говорилось выше, он сформулировал и обосновал ценные взаимосвязанные между собой психолого-педагогические правила, соблюдение которых считал необходимым при «образовании разума»:
106
[стр. 135]

уходе, пище, одежде, приучении к определённому распорядку, развитие его физических сил, при этом родители должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.
Разработкой «правил образования тела», в основе которых лежит принцип природосообразности и учёт индивидуальных и возрастных особенностей детей, просветители второй половины XVIII в.
внесли существенный вклад в теорию и практику физического воспитания детей в семье.
В разрез официальной педагогике, считавшей ведущим нравственное воспитание, выступил Н.И.Новиков.
На первое место он выдвигал умственное воспитание, ставя от него в прямую зависимость воспитание нравственное.
Эта идея была отлична от идей других просветителей того периода (Я.П.Козельский, Д.И.Фонвизин) и явилась весьма прогрессивной для того периода.
Чем образованнее человек, считал Новиков, тем легче ему стать более нравственным.
В отличие от ряда мыслителей того времени, которые только лишь констатировали тот факт, что усвоение наук даст хорошие плоды, если ребёнок вместе с ней усваивает нормы поведения; и наоборот «сердце, напоенное истинами нравоучения более способствует к просвещению» (4,365), Новиков подошел к этому вопросу с научно-методологической стороны и обосновал первостепенное значение умственного воспитания.
Предметом умственного воспитания является «образование разума».
Чтобы дать детям серьёзное «образование разума», необходимо, во-первых, «...
вперять в них справедливые представления о вещах...».
«Справедливые», т.е.
истинные, основанные на научных данных, представления о мире первейшее условие умственного воспитания.
Во-вторых, на основании этих справедливых знаний детей надо приучать мыслить и рассуждать, исследовать, сомневаться и решать, осмысливать изучаемое, упражнять в наблюдениях, развивать внимание.
Задача умственного воспитания не только обогатить разум детей знаниями, но и научить их мыслить: «Разум их должен быть не только
135

[стр.,136]

управляем и обогащаем разными познаниями, но и так упражняем, чтобы они мало-помалу приобретали способность исследовать и разбирать то, что они знать желают, удобно отличать истинное от ложного и при сём следовать всегда надёжнейшим правилам и по кратчайшему пути идти» (150,323).
Н.И.Новиков указывал, что умственное воспитание должно сообразовываться с возрастом детей, их индивидуальными особенностями и уровнем их развития.
Отсюда вытекает требование применения к каждому отдельно различных методов воспитания.
Из взглядов просветителя на умственное воспитание, задачей которого он считал воспитание человека поистине образованного, следует и требование разностороннего образования.
Как эталон верно поставленного умственного воспитания приводит он постановку дела в семье Добронрава.
Сын его Добросед «...
обучился трём языкам: французскому, английскому и немецкому.
Прочёл почти всех славянских авторов, получил истинное о вещах понятие посредством логики и физики; обучался с прилежанием математике, истории, географии.
Знал сокращённо деяния наших предков, ...наставлен был в познании христианского закона и истинном благопочи
гании» (152,257).
Заслугой Н.И.Новикова является и то, что в своей работе, о которой говорилось выше, он сформулировал и обосновал ценные взаимосвязанные между собой психолого-педагогические правила, соблюдение которых считал необходимым при «образовании разума»:
«не погашайте любопытство детей ваших и питомцев.
Упражняйте детей ваших в употреблении чувств; научайте их чувствовать справедливо»; «остерегайтесь подавать детям ложные или недовольно точные, определённые понятия о какой-нибудь вещи, сколько бы ни была она маловажна.
Гораздо лучше не знать им совсем многих вешей, нежели несправедливо оные себе представлять»; «не учите детей ничему такому, чего они по возрасту своему или по недостатку других, предполагаемых при том познаний, разуметь не могут»; 136

[Back]