Проверяемый текст
Троян, Инна Игоревна; Педагогическая мысль России второй половины XVIII века о воспитании детей в семье (Диссертация 1999)
[стр. 107]

«не погашайте любопытство детей ваших и питомцев.
Упражняйте детей ваших в употреблении чувств; научайте их чувствовать справедливо»; «остерегайтесь подавать детям ложные или недовольно точные, определённые понятия о какой-нибудь вещи, сколько бы ни была она маловажна.
Гораздо лучше не знать им совсем многих
вещей, нежели несправедливо оные себе представлять»; «не учите детей ничему такому, чего они по возрасту своему или по недостатку других, предполагаемых при том познаний, разуметь не могут»; «старайтесь не только умножить и распространить познание, но и сделать его основательным и верным.
Гораздо лучше им знать точно немногие вещи, нежели мелкое иметь познание о многих»
[150.С.324].
Н.И.Новиков неоднократно повторял, что «образование разума» и «образование сердца» находятся в теснейшей взаимосвязи, при этом умственное воспитание, считал он, во многом предопределяет воспитание нравственное.
Отсутствие верно поставленного «образования разума» является причиной нравственного убожества.
Все знания, приобретённые воспитанием разума, ценны не сами по себе, а лишь когда реализуются для «истинного благополучия» других людей.
Мысль о единстве умственного и нравственного воспитания с присущим ей гуманистическим, патриотическим, национальным характером является, на наш взгляд, одной из сильных сторон педагогического воззрения Новикова, а также весьма прогрессивной для второй половины XVIII века.
Просветители, говоря о воспитании посредством красоты поступков, красоты труда, красоты природы подводили к проблеме эстетического воспитания детей в семье.
Источники красоты они находили в природе, устном народном творчестве, живописи, музыке, поэзии и т.д.
Средством
107
[стр. 136]

управляем и обогащаем разными познаниями, но и так упражняем, чтобы они мало-помалу приобретали способность исследовать и разбирать то, что они знать желают, удобно отличать истинное от ложного и при сём следовать всегда надёжнейшим правилам и по кратчайшему пути идти» (150,323).
Н.И.Новиков указывал, что умственное воспитание должно сообразовываться с возрастом детей, их индивидуальными особенностями и уровнем их развития.
Отсюда вытекает требование применения к каждому отдельно различных методов воспитания.
Из взглядов просветителя на умственное воспитание, задачей которого он считал воспитание человека поистине образованного, следует и требование разностороннего образования.
Как эталон верно поставленного умственного воспитания приводит он постановку дела в семье Добронрава.
Сын его Добросед «...
обучился трём языкам: французскому, английскому и немецкому.
Прочёл почти всех славянских авторов, получил истинное о вещах понятие посредством логики и физики; обучался с прилежанием математике, истории, географии.
Знал сокращённо деяния наших предков, ...наставлен был в познании христианского закона и истинном благопочи гании» (152,257).
Заслугой Н.И.Новикова является и то, что в своей работе, о которой говорилось выше, он сформулировал и обосновал ценные взаимосвязанные между собой психолого-педагогические правила, соблюдение которых считал необходимым при «образовании разума»: «не погашайте любопытство детей ваших и питомцев.
Упражняйте детей ваших в употреблении чувств; научайте их чувствовать справедливо»; «остерегайтесь подавать детям ложные или недовольно точные, определённые понятия о какой-нибудь вещи, сколько бы ни была она маловажна.
Гораздо лучше не знать им совсем многих
вешей, нежели несправедливо оные себе представлять»; «не учите детей ничему такому, чего они по возрасту своему или по недостатку других, предполагаемых при том познаний, разуметь не могут»; 136

[стр.,137]

«старайтесь не только умножить и распространить познание, но и сделать его основательным и верным.
Гораздо лучше им знать точно немногие вещи, нежели мелкое иметь познание о многих»
(150,324).
Н.И.Новиков неоднократно повторял, что «образование разума» и «образование сердца» находятся в теснейшей взаимосвязи, при этом умственное воспитание, считал он, во многом предопределяет воспитание нравственное.
Отсутствие верно поставленного «образования разума» является причиной нравственного убожества.
Все знания, приобретённые воспитанием разума, ценны не сами по себе, а лишь когда реализуются для «истинного благополучия» других людей.
Мысль о единстве умственного и нравственного воспитания с присущим ей гуманистическим, патриотическим, национальным характером является, на наш взгляд, одной из сильных сторон педагогического воззрения Новикова, а также весьма прогрессивной для второй половины XVIII века.
Просветители, говоря о воспитании посредством красоты поступков, красоты труда, красоты природы подводили к проблеме эстетического воспитания детей в семье.
Источники красоты они находили в природе, устном народном творчестве, живописи, музыке, поэзии и т.д.
Средством
эстетического воспитания выступает фольклор: басни, песни, былины, поговорки, сказки, сказания и т.д.
Мыслители данного периода придавали огромное значение фольклору в процессе не только эстетического воспитания, но и нравственного.
Так, отношение Новикова к русским пословицам ясно видно из одного его письма: «Я люблю русские пословицы.
Они очень нравоучительны и исправляют даже и память...» (10,8).
Значение использования сказок, легенд, бывальщин в формировании эстетического вкуса ребёнка в семье освещено также В.В.Крестииным в сочинении «Исторические известия о нравственном воспитании детей у Двинских жителей» (1787).

[Back]