Проверяемый текст
Троян, Инна Игоревна; Педагогическая мысль России второй половины XVIII века о воспитании детей в семье (Диссертация 1999)
[стр. 108]

эстетического воспитания выступает фольклор: басни, песни, былины, поговорки, сказки, сказания и т.д.
Мыслители данного периода придавали огромное значение фольклору в процессе не только эстетического воспитания, но и нравственного.
Так, отношение Новикова к русским пословицам ясно видно из одного его письма: «Я люблю русские пословицы.
Они очень нравоучительны и исправляют даже и память...»
[10.С.8].
Значение использования сказок, легенд, былин в формировании эстетического вкуса ребёнка в семье освещено также В.В.Крестинным в сочинении ((Исторические известия о нравственном воспитании детей у Двинских жителей» (1787 г.).
А.Н.Радищев в главе «Крестцы», рисуя картину идеального воспитания детей в передовой дворянской семье, отводит эстетическому воспитанию должное место.
Эта глава есть своеобразный трактат о воспитании детей в семье, изложенный в форме отчёта и наставления отца своим двум сыновьям.
Так, некоторые из наставлений касаются непосредственно эстетического воспитания посредством живописи и музыки: «В живописи найдёте вы истинное услаждение не токмо чувств, но и разума.
Я вас учил музыке, дабы дрожащая струна согласно вашим нервам возбуждала сердце; ибо музыка, приводя внутренность в движение, делает мягкосердие в нас привычкою»
[4.С.385].
Очевидно, что Радищев так же, как Новиков связывал эстетическое воспитание с нравственным и умственным и считал его их неотъемлемой частью.
Следует отметить, что восприятие прекрасного занимало определённое место на Руси, в этом виделся традиционный подход.
Однако впервые попытку обоснования проблемы эстетического воспитания мы находим, опять же, у Н.И.
Новикова.
В его статье «Эстетическое воспитание», опубликованной в «Прибавлениях к Московским ведомостям» за 1784 г.
в №59
внимание 108
[стр. 137]

«старайтесь не только умножить и распространить познание, но и сделать его основательным и верным.
Гораздо лучше им знать точно немногие вещи, нежели мелкое иметь познание о многих» (150,324).
Н.И.Новиков неоднократно повторял, что «образование разума» и «образование сердца» находятся в теснейшей взаимосвязи, при этом умственное воспитание, считал он, во многом предопределяет воспитание нравственное.
Отсутствие верно поставленного «образования разума» является причиной нравственного убожества.
Все знания, приобретённые воспитанием разума, ценны не сами по себе, а лишь когда реализуются для «истинного благополучия» других людей.
Мысль о единстве умственного и нравственного воспитания с присущим ей гуманистическим, патриотическим, национальным характером является, на наш взгляд, одной из сильных сторон педагогического воззрения Новикова, а также весьма прогрессивной для второй половины XVIII века.
Просветители, говоря о воспитании посредством красоты поступков, красоты труда, красоты природы подводили к проблеме эстетического воспитания детей в семье.
Источники красоты они находили в природе, устном народном творчестве, живописи, музыке, поэзии и т.д.
Средством эстетического воспитания выступает фольклор: басни, песни, былины, поговорки, сказки, сказания и т.д.
Мыслители данного периода придавали огромное значение фольклору в процессе не только эстетического воспитания, но и нравственного.
Так, отношение Новикова к русским пословицам ясно видно из одного его письма: «Я люблю русские пословицы.
Они очень нравоучительны и исправляют даже и память...»
(10,8).
Значение использования сказок, легенд, бывальщин в формировании эстетического вкуса ребёнка в семье освещено также В.В.Крестииным в сочинении «Исторические известия о нравственном воспитании детей у Двинских жителей» (1787).


[стр.,138]

А.Н.Радищев в главе «Крестцы», рисуя картину идеального воспитания детей в передовой дворянской семье, отводит эстетическому воспитанию должное место.
Эта глава есть своеобразный трактат о воспитании детей в семье, изложенный в форме отчёта и наставления отца своим двум сыновьям.
Так, некоторые из наставлений касаются непосредственно эстетического воспитания посредством живописи и музыки: «В живописи найдёте вы истинное услаждение не токмо чувств, но и разума.
Я вас учил музыке, дабы дрожащая струна согласно вашим нервам возбуждала сердце; ибо музыка, приводя внутренность в движение, делает мягкосердие в нас привычкою»
(4,385).
Очевидно, что Радищев, также как и Новиков, связывал эстетическое воспитание с нравственным и умственным, и считал его их неотъемлемой частью.
Следует отметить, что восприятие прекрасного занимало определённое место на Руси, в этом виделся традиционный подход.
Однако, впервые попытку обоснования проблемы эстетического воспитания мы находим, опять же, у Н.И.
Новикова.
В его статье «Эстетическое воспитание», опубликованной в «Прибавлениях к Московским ведомостям» за 1784 г.
в №59
акцентируется внимание на эстетическом воспитании, которое, по мнению автора, является частью умственного.
В содержание эстетического воспитания Николай Иванович включал изучение основ эстетики, поэзии, красноречия.
Задачу этого воспитания он видел в приобщении детей к искусству, привитии художественного вкуса, развитии творческого начала.
Просветитель, на наш взгляд, один из первых даёт определение понятия эстетики: «...
собрание положений вкуса, называемое в новейшее время эстетикой, ...
справедливые и полезные правила об искусстве мыслить ...» (4,341).
Н.И.Новиков не только пытается объяснить читателю что такое эстетическое воспитание, но и указывает на средства этого воспитания: «правила, примеры и упражнения должны быть соединяемы» (4,342).
138

[Back]