Проверяемый текст
Троян, Инна Игоревна; Педагогическая мысль России второй половины XVIII века о воспитании детей в семье (Диссертация 1999)
[стр. 109]

акцентируется на эстетическом воспитании, которое, по мнению автора, является частью умственного.
В содержание эстетического воспитания Николай Иванович включал изучение основ эстетики, поэзии, красноречия.
Задачу этого воспитания он видел в приобщении детей к искусству, привитии художественного вкуса, развитии творческого начала.
Просветитель, на наш взгляд, один из первых даёт определение понятия эстетики: «...
собрание положений вкуса, называемое в новейшее время эстетикой, ...справедливые и полезные правила об искусстве мыслить ...»
[4.С.341].
Н.И.Новиков не только пытается объяснить читателю что такое эстетическое воспитание, но и указывает на средства этого воспитания: «правила, примеры и упражнения должны быть соединяемы»
[Там же.С.342].
В вопросе изучения «изящных искусств» ведущую роль Новиков отводит эстетике, красноречию, стихотворству.
Однако, из этого ряда он выделяет главное «...
из всех изящных художеств и наук одно красноречие необходимо...»
[4.С.342], не умаляя при этом значение эстетики: «Вследствие сего думаем мы, что кроме красноречия надлежит учить в эстетике.
Она приводит их в состояние судить некоторым образом о прочих искусствах, хотя бы они по недостатку дарования и не могли порядочно учиться оным (ибо каждое из них требует особливой склонности и способности).
И не имеющий потребного для красноречия дарования лучше сделает, если совсем учиться не будет, ибо он худо может употребить свои науки»
[Там же.С.343].
Из этого высказывания следует вывод и о том, что Новиков в процессе эстетического воспитания детей отмечает необходимость учёта индивидуальных особенностей.
Заслуга просветителя, на наш взгляд, состоит в том, что он не только пытается обосновать проблему эстетического воспитания, но и разрабатывает определённую методику, выдвинув некоторые сведения о
109
[стр. 138]

А.Н.Радищев в главе «Крестцы», рисуя картину идеального воспитания детей в передовой дворянской семье, отводит эстетическому воспитанию должное место.
Эта глава есть своеобразный трактат о воспитании детей в семье, изложенный в форме отчёта и наставления отца своим двум сыновьям.
Так, некоторые из наставлений касаются непосредственно эстетического воспитания посредством живописи и музыки: «В живописи найдёте вы истинное услаждение не токмо чувств, но и разума.
Я вас учил музыке, дабы дрожащая струна согласно вашим нервам возбуждала сердце; ибо музыка, приводя внутренность в движение, делает мягкосердие в нас привычкою» (4,385).
Очевидно, что Радищев, также как и Новиков, связывал эстетическое воспитание с нравственным и умственным, и считал его их неотъемлемой частью.
Следует отметить, что восприятие прекрасного занимало определённое место на Руси, в этом виделся традиционный подход.
Однако, впервые попытку обоснования проблемы эстетического воспитания мы находим, опять же, у Н.И.
Новикова.
В его статье «Эстетическое воспитание», опубликованной в «Прибавлениях к Московским ведомостям» за 1784 г.
в №59 акцентируется внимание на эстетическом воспитании, которое, по мнению автора, является частью умственного.
В содержание эстетического воспитания Николай Иванович включал изучение основ эстетики, поэзии, красноречия.
Задачу этого воспитания он видел в приобщении детей к искусству, привитии художественного вкуса, развитии творческого начала.
Просветитель, на наш взгляд, один из первых даёт определение понятия эстетики: «...
собрание положений вкуса, называемое в новейшее время эстетикой, ...
справедливые и полезные правила об искусстве мыслить ...»
(4,341).
Н.И.Новиков не только пытается объяснить читателю что такое эстетическое воспитание, но и указывает на средства этого воспитания: «правила, примеры и упражнения должны быть соединяемы»
(4,342).
138

[стр.,139]

В вопросе изучения «изящных искусств» ведущую роль Новиков отводит эстетике, красноречию,стихотворству.
Однако, изэтого ряда он выделяет главное «...
из всех изящных художеств и наук одно красноречие необходимо...»
(4,342), не умаляя при этом значение эстетики: «В следствии сего думаем мы, что кроме красноречия надлежит учить в эстетике.
Она приводит их в состояние судить некоторым образом о прочих искусствах, хотя бы они по недостатку дарования и не могли порядочно учиться оным (ибо каждое из них требует особливой склонности и способности).
И не имеющий потребного для красноречия дарования лучше сделает, если совсем учиться не будет, ибо он худо может употребить свои науки»
(4,343).
Из этого высказывания следует вывод и о том, что Новиков в процессе эстетического воспитания детей отмечает необходимость учёта индивидуальных особенностей.
Заслуга просветителя, на наш взгляд, состоит в том, что он не только пытается обосновать проблему эстетического воспитания, но и разрабатывает определённую методику, выдвинув некоторые сведения о
правилах эстетики, красноречия,стихотворства.
«Во-первых, надлежит, взяв хорошие образцы, как в прозе,так и в стихах, изъяснять в них тёмное, показывать связь и порядок мыслей, всякие красоты, особливо ж красоты выражения...» (4,344).
Этим, по словам Новикова, ребёнок получит чувствования прекрасного».
Далее просветитель выдвигает ряд дидактических методов: последовательность, посильность, систематичность.
«Сей есть синтетический метод, так как тот можно назвать аналитическим.
Если не будет сперва употребляем последний из них, то найдутся бесконечные затруднения, и без него исправится, по крайней мере, сила рассуждения и память ученика, но вкус его исправлен быть не может...» (4,345).
Эстетическое воспитание Н.И.Новиков рассматривал в рамках воспитания умственного, говоря об их взаимодействии.
Е.Р.Дашкова в своей работе «О смысле слова «воспитание»» также поднимает проблему взаимодействия умственного и эстетического, но ещё добавив и нравственное: 139

[Back]