правилах эстетики, красноречия, стихотворства. «Во-первых, надлежит, взяв хорошие образцы, как в прозе, так и в стихах, изъяснять в них тёмное, показывать связь и порядок мыслей, всякие красоты, особливо ж красоты выражения...» [Там же.С.344]. Этим, по словам Новикова, ребёнок получит чувствования прекрасного». Далее просветитель выдвигает ряд дидактических методов: последовательность, посильность, систематичность. «Сей есть синтетический метод, так как тот можно назвать аналитическим. Если не будет,сперва употребляем последний из них, то найдутся бесконечные затруднения, и без него исправится, по крайней мере, сила рассуждения и память ученика, но вкус его исправлен быть не может...» [Там же.С.345]. Эстетическое воспитание Н.И.Новиков рассматривал в рамках воспитания умственного, говоря об их взаимодействии. Е.Р.Дашкова в своей работе «О смысле слова «воспитание»» также поднимает проблему взаимодействия умственного и эстетического, но ещё добавив и нравственное: «Воспитание не в одних внешних талантах состоит: украшенная наружность вкусом или действиями, кои от танцмейстера, от фехтмейстера и прочих получаются, без приобретения красот ума и сердца есть кукольство...» [4.С.286]. Задачу эстетического воспитания многие наши просветители второй половины XVIII в. рассматривали в связи с этикетом. Период «европеизации» характеризовался заимствованием манер поведения, внешнего вида. Мыслители приходили к выводу, что прекрасное должно быть и в поведении, т.к. этикет, по их мнению, затрагивает вопросы и этические и эстетические. Для русского человека XVIII в. стало важным поступать не только правильно, т.е. в соответствии с принятыми в обществе правилами, но и красиво, чтобы поступок вызывал эстетическое наслаждение. Красота 110 |
В вопросе изучения «изящных искусств» ведущую роль Новиков отводит эстетике, красноречию,стихотворству. Однако, изэтого ряда он выделяет главное «... из всех изящных художеств и наук одно красноречие необходимо...» (4,342), не умаляя при этом значение эстетики: «В следствии сего думаем мы, что кроме красноречия надлежит учить в эстетике. Она приводит их в состояние судить некоторым образом о прочих искусствах, хотя бы они по недостатку дарования и не могли порядочно учиться оным (ибо каждое из них требует особливой склонности и способности). И не имеющий потребного для красноречия дарования лучше сделает, если совсем учиться не будет, ибо он худо может употребить свои науки» (4,343). Из этого высказывания следует вывод и о том, что Новиков в процессе эстетического воспитания детей отмечает необходимость учёта индивидуальных особенностей. Заслуга просветителя, на наш взгляд, состоит в том, что он не только пытается обосновать проблему эстетического воспитания, но и разрабатывает определённую методику, выдвинув некоторые сведения о правилах эстетики, красноречия,стихотворства. «Во-первых, надлежит, взяв хорошие образцы, как в прозе,так и в стихах, изъяснять в них тёмное, показывать связь и порядок мыслей, всякие красоты, особливо ж красоты выражения...» (4,344). Этим, по словам Новикова, ребёнок получит чувствования прекрасного». Далее просветитель выдвигает ряд дидактических методов: последовательность, посильность, систематичность. «Сей есть синтетический метод, так как тот можно назвать аналитическим. Если не будет сперва употребляем последний из них, то найдутся бесконечные затруднения, и без него исправится, по крайней мере, сила рассуждения и память ученика, но вкус его исправлен быть не может...» (4,345). Эстетическое воспитание Н.И.Новиков рассматривал в рамках воспитания умственного, говоря об их взаимодействии. Е.Р.Дашкова в своей работе «О смысле слова «воспитание»» также поднимает проблему взаимодействия умственного и эстетического, но ещё добавив и нравственное: 139 «Воспитание не в одних внешних талантах состоит: украшенная наружность вкусом или действиями, кои от танцмейстера, от фехтмейстера и прочих получаются, без приобретения красот ума и сердца есть кукольство...»(4,286). Задачу эстетического воспитания многие наши просветители второй половины XVIII в. рассматривали в связи с этикетом. Период «европеизации» характеризовался заимствованием манер поведения, внешнего вида. Мыслители приходили к выводу, что прекрасное должно быть и в поведении, т.к. этикет, по их мнению, затрагивает вопросы и этические и эстетические. Для русского человека XVIII в. стало важным поступать не только правильно, т.е. в соответствии с принятыми в обществе правилами, но и красиво, чтобы поступок вызывал эстетическое наслаждение. Красота манер вызывала эстетику мысли и наоборот (110,130). Однако, наряду с этими новыми требованиями к поведению по прежнему существовали небрежность манер и внешнего вида, грубость речи, ложь и т.д. Долгие десятилетия российское общество шло к глубокому осмыслению необходимости соблюдения этикетных норм и правил для построения разумных деловых или межличностных отношений. В связи с этим, на наш взгляд, имеет смысл обратиться к одному из наиболее популярных в своё время памятников педагогики начала XVIII в. «Юности честное зерцало». Он был написан в 1717 г. и состоял из двух частей, одна из которых содержала правила поведения детей. Принцип изложения в форме правил, наставлений о нравственном поведении был традиционен на Руси. Начиная с «Домостроя», этой традиции придерживались и ряд просветителей второй половины XVIII в. (Г.Н.Теплов «Наставления сыну», Ф.И.Янкович «О должностях человека и гражданина» и др.). Наибольший интерес для нас представляет глава, посвященная правилам, наставлениям по поводу поведения за столом: «Когда прилунится тебе с другим за столом сидеть, то содержи себя в порядке по сему правилу: Впервых, обрежь себе ногги, да не явится, якобы оные бархатом обшиты. Умой руки и сяди благочинно, сяди прямо и не хватай первый блюдо, 140 |