манер вызывала эстетику мысли и наоборот [110.С.130]. Однако, наряду с этими новыми требованиями к поведению по прежнему существовали небрежность манер и внешнего вида, грубость речи, ложь и т.д. Долгие десятилетия российское общество шло к глубокому осмыслению необходимости соблюдения этикетных норм и правил для построения разумных деловых или межличностных отношений. В связи с этим, на наш взгляд, имеет смысл обратиться к одному из наиболее популярных в своё время памятников педагогики начала XVIII в. «Юности честное зерцало». Он был написан в 1717 г. и состоял из двух частей, одна из которых содержала правила поведения детей. Принцип изложения в форме правил, наставлений о нравственном поведении был традиционен на Руси. Начиная с «Домостроя», этой традиции придерживались и ряд просветителей второй половины XVIII в. (Г.Н.Теплов «Наставления сыну», Ф.И.Янкович «О должностях человека и гражданина» и др.). Наибольший интерес для нас представляет глава, посвященная правилам, наставлениям по поводу поведения за столом: «Когда прилунится тебе с другим за столом сидеть, то содержи себя в порядке по сему правилу: в первых, обрежь себе ногти, да не явится, якобы оные бархатом обшиты. Умой руки и сяди благочинно, сяди прямо и не хватай первый блюдо, не жри как свиния и не дуй в ушное, чтобы везде брызгало, не сопи егда яси. Первый не пий, будь воздержен и бегай пьянства; пий и яждь, сколько тебе потребно, в блюде будь последний. Когда что тебе предложат, то возьми часть из того, прочее отдай другому и возблагодари его. Руки твои да не лежат долго не тарелке, ногами везде не мотай, когда тебе пить, не утирай рта рукою, но полотенцем, и не пий, пока ещё пищи не проглотил. Не облизывай перстов и не грызи костей, но обрежь ножом. Зубов ножом не чисти, но зубочисткою, и одною рукою прикрой рот, когда зубы чистишь; хлеба приложа к грудям не режь, ешь, что перед тобою лежит, а инде не хватай. Ежели перед кого положить 111 |
«Воспитание не в одних внешних талантах состоит: украшенная наружность вкусом или действиями, кои от танцмейстера, от фехтмейстера и прочих получаются, без приобретения красот ума и сердца есть кукольство...»(4,286). Задачу эстетического воспитания многие наши просветители второй половины XVIII в. рассматривали в связи с этикетом. Период «европеизации» характеризовался заимствованием манер поведения, внешнего вида. Мыслители приходили к выводу, что прекрасное должно быть и в поведении, т.к. этикет, по их мнению, затрагивает вопросы и этические и эстетические. Для русского человека XVIII в. стало важным поступать не только правильно, т.е. в соответствии с принятыми в обществе правилами, но и красиво, чтобы поступок вызывал эстетическое наслаждение. Красота манер вызывала эстетику мысли и наоборот (110,130). Однако, наряду с этими новыми требованиями к поведению по прежнему существовали небрежность манер и внешнего вида, грубость речи, ложь и т.д. Долгие десятилетия российское общество шло к глубокому осмыслению необходимости соблюдения этикетных норм и правил для построения разумных деловых или межличностных отношений. В связи с этим, на наш взгляд, имеет смысл обратиться к одному из наиболее популярных в своё время памятников педагогики начала XVIII в. «Юности честное зерцало». Он был написан в 1717 г. и состоял из двух частей, одна из которых содержала правила поведения детей. Принцип изложения в форме правил, наставлений о нравственном поведении был традиционен на Руси. Начиная с «Домостроя», этой традиции придерживались и ряд просветителей второй половины XVIII в. (Г.Н.Теплов «Наставления сыну», Ф.И.Янкович «О должностях человека и гражданина» и др.). Наибольший интерес для нас представляет глава, посвященная правилам, наставлениям по поводу поведения за столом: «Когда прилунится тебе с другим за столом сидеть, то содержи себя в порядке по сему правилу: Впервых, обрежь себе ногги, да не явится, якобы оные бархатом обшиты. Умой руки и сяди благочинно, сяди прямо и не хватай первый блюдо, 140 не жри как свиния и не дуй в ушное, чтобы везде брызгало, не сопи егда яси. Первый не пий, будь воздержен и бегай пьянства; пий и яждь, сколько тебе потребно, в блюде будь последний. Когда что тебе предложат, то возьми часть из того, прочее отдай другому и возблагодари его. Руки твои да не лежат долго не тарелке, ногами везде не мотай, когда тебе пить, не утирай рта рукою, но полотенцем, и не пий, пока ещё пищи не проглотил. Не облизывай перстов и не грызи костей, но обрежь ножом. Зубов ножом не чисти, но зубочисткою, и одною рукою прикрой рот, когда зубы чистишь; хлеба приложа к грудям не режь, ешь, что перед тобою лежит, а инде не хватай. Ежели перед кого положить хочешь, не примай перстами, как некоторые народы ныне обыкли, над ествою не чавкай, как свиния, а головы не чеши; не проглотя куска, не говори, ибо так делают крестьяне. Часто чихать, сморкать и кашлять непригоже. Когда яси яйцо, отрежь напредь хлеба и смотри чтоб притом не вытекло, и яждь скоро. Яичной скорлупы не разбивай, и пока яси яйцо, не пий, между тем не замарай скатерти, и не облизывай перстов, около своей тарелки не делай забора из костей, корок, хлеба и прочаго. Когда перестанешь ясти, возблагодари Бога, умой руки и лицо и выполощи рот» (246,50). Итак, подводя итог, мы можем отметить, что именно во второй половине XVIII в. просветителями была сделана заявка на эстетическое воспитание как содержательного компонента воспитания детей в семье. Оно должно реализовываться посредством природы, устного народного творчества, живописи, музыки, чтения книг и т.д. 3.3. Условия семейного воспитания Задача данного параграфа заключается в том, чтобы на основе анализа работ просветителей второй половины XVIII в. выделить те условия, при которых, по их мнению, воспитание даст положительный результат. Условия воспитания связаны, безусловно, с требованиями к личности, а эти требования своими корнями уходят в оиблейские заповеди, не убей, не укради, будь почтителен к старшим и т.д. Позиции просветителей сводится 141 |