Проверяемый текст
Троян, Инна Игоревна; Педагогическая мысль России второй половины XVIII века о воспитании детей в семье (Диссертация 1999)
[стр. 112]

хочешь, не примай перстами, как некоторые народы ныне обыкли, над ествою не чавкай, как свиния, а головы не чеши; не проглотя куска, не говори, ибо так делают крестьяне.
Часто чихать, сморкать и кашлять непригоже.
Когда яси яйцо, отрежь напредь хлеба и смотри чтоб притом не вытекло, и яждь скоро.
Яичной скорлупы не разбивай, и пока яси яйцо, не пий, между тем не замарай скатерти, и не облизывай перстов, около своей тарелки не делай забора из костей, корок, хлеба и прочаго.
Когда перестанешь ясти, возблагодари Бога, умой руки и лицо и выполощи рот»
[246.С.50].
Подводя итог, мы можем отметить, что именно во второй половине XVIII в.
просветителями была сделана заявка на эстетическое воспитание как
содержательный » компонент воспитания детей в семье.
Оно должно реализовываться посредством природы, устного народного творчества, живописи, музыки, чтения книг и т.д.

Таким образом, к синтетическому представлению содержания, методов и средств семейного воспитания в педагогических трудах общественных деятелей и педагогов второй половины XVIII века относятся: нравственное воспитание (развитие идей нравственного воспитания отражало в себе общественно-политические и экономические процессы, которые происходили в обществе: официальное реакционномонархическое направление в педагогике (Екатерина II, И.И.Бецкой) решало вопросы семейного воспитания с охранительных позиций подготовка безропотного «сына Отечества», религиозного, преданного правительству; представители прогрессивно-гуманистического направления вопросы нравственного воспитания в семье решали с позиций подготовки добродетельного гражданина, «истинного сына Отечества», борца против сословного неравенства (Н.И.Новиков, А.А.ПрокоповичАнтоновский), против самодержавия и крепостничества (А.Н.Радищев), 112
[стр. 125]

добродетельного человека сделаться умным, чем из умного добродетельным » (69,533).
До определенного возраста, учил просветитель, детей следует обучать добродетели, то есть «приятному , чистосердечному и безобидному с своими близкими обхождению» (69,533), а уже впоследствии тех, кто будет тверд в добродетели, обучать наукам для выполнения «должности в гражданском или другом качестве» (69,534).
Проблему нравственного воспитания, волновавшую в то время общественность, осветил в своей работе «О пользе нравоучения при воспитании юношества » Е.Б.Сырейщиков.
Он также считал, нравственное воспитание, заключавшееся, по мнению автора, в нравоучениях, является первостепенным: «Нравственное воспитание юношества, составляющего спору и подкрепление всякого общества, есть, конечно, сколько трудное, столько же и важное дело, потому, что от оного непосредственно зависит благоденствие не семейств только частных, но и всего общества» (4,279).
Следуя идеям просвещения второй половины XVIII в., Сырейщиков отводил нравственному воспитанию социальную роль.
Продолжая эту мысль автор отмечает, что, ошибки, допускаемые родителями при физическом воспитании, причиняют боль им самим и ближним, а оплошности при нравственном воспитании «приключающие не только родителям и ближним несносную горесть, но и всему обществу урон невозвратимый» (4,279).
Говоря о допущении ошибок в нравственном воспитании, Сырейщиков продолжает: «Болезни тела могут, однако, быть ...
много облегчены; болезни же души, как скоро не в самом начале их подается им потребное врачевание, то делаются уже неисцелимыми.
Болезни тела немало уменьшаются; болезни же души от продолжения времени становятся жесточайшими и пагубнейшими» (4,279).
Следует отметить, что развитие идей нравственного воспитания в русской педагогике второй половины XVIII в.
отражает в себе те общественнополитические и экономические процессы, которые происходили в обществе.
Господствующее в обществе официальное реакционно-монархическое направление в педагогике (Екатерина II, И.И.Бецкой, и др.), стремясь 125

[стр.,126]

увековечить самодержавно-крепостническое направление в стране, решало вопросы семейного воспитания с охранительных позиций.
Поэтому перед нравственным воспитанием ставилась цель подготовка безропотного «сына Отечества», религиозного, преданного правительству.
Этой цели соответствовала методика и содержание нравственного воспитания, направленного на подавление личности ребенка.
Совершенно по-другому подходили к разработке проблемы нравственного воспитания детей представители прогрессивногуманистического направления (Н.И.Новиков, А.А.Прокопович-Антонский), политической целью которых было переустройство общества на справедливых началах, развитие производительных сил и национальной культуры русского народа.
Поэтому в качестве основной цели нравственного воспитания детей в семье они выдвигали подготовку добродетельного гражданина, «истинного сына Отечества», способного своим трудом возвеличить Родину, бороться против сословного неравенства путем распространения просвещения и обличения паразитизма и жестокости помещиков.
Ещё дальше в определении целей нравственного воспитания пошел основоположник радикально-демократического направления в отечественной педагогике А.Н.Радищев.
В соответствии со своими политическими взглядами он выдвинул требование о воспитании «сына Отечества» борца против самодержавия и крепостничества.
Его идеи о воспитании социально-активной о личности не только стояли вше педагогических теории, выдвигавшихся лучшими представителями западноевропейской педагогики, но и значительно опережали свое время.
Они оказали огромное влияние на последующее развитие передовой русской педагогической мысли и были использованы представителями революционно-демократической педагогики XIX в.
при разработке вопроса о целях нравственного воспитания.
Просветители второй половины XVIII в.
опережали тенденции своего времени и в определении содержания нравственного воспитания детей в семье.
Наиболее полную и системную разработку вопроса содержания нравственного 126

[стр.,141]

не жри как свиния и не дуй в ушное, чтобы везде брызгало, не сопи егда яси.
Первый не пий, будь воздержен и бегай пьянства; пий и яждь, сколько тебе потребно, в блюде будь последний.
Когда что тебе предложат, то возьми часть из того, прочее отдай другому и возблагодари его.
Руки твои да не лежат долго не тарелке, ногами везде не мотай, когда тебе пить, не утирай рта рукою, но полотенцем, и не пий, пока ещё пищи не проглотил.
Не облизывай перстов и не грызи костей, но обрежь ножом.
Зубов ножом не чисти, но зубочисткою, и одною рукою прикрой рот, когда зубы чистишь; хлеба приложа к грудям не режь, ешь, что перед тобою лежит, а инде не хватай.
Ежели перед кого положить хочешь, не примай перстами, как некоторые народы ныне обыкли, над ествою не чавкай, как свиния, а головы не чеши; не проглотя куска, не говори, ибо так делают крестьяне.
Часто чихать, сморкать и кашлять непригоже.
Когда яси яйцо, отрежь напредь хлеба и смотри чтоб притом не вытекло, и яждь скоро.
Яичной скорлупы не разбивай, и пока яси яйцо, не пий, между тем не замарай скатерти, и не облизывай перстов, около своей тарелки не делай забора из костей, корок, хлеба и прочаго.
Когда перестанешь ясти, возблагодари Бога, умой руки и лицо и выполощи рот»
(246,50).
Итак, подводя итог, мы можем отметить, что именно во второй половине XVIII в.
просветителями была сделана заявка на эстетическое воспитание как
содержательного компонента воспитания детей в семье.
Оно должно реализовываться посредством природы, устного народного творчества, живописи, музыки, чтения книг и т.д.

3.3.
Условия семейного воспитания Задача данного параграфа заключается в том, чтобы на основе анализа работ просветителей второй половины XVIII в.
выделить те условия, при которых, по их мнению, воспитание даст положительный результат.
Условия воспитания связаны, безусловно, с требованиями к личности, а эти требования своими корнями уходят в оиблейские заповеди, не убей, не укради, будь почтителен к старшим и т.д.
Позиции просветителей сводится 141

[Back]