слово, и можно сказать, всякое мановение родит в них новые понятия, новые чувства, новые впечатления! Счастливы души, коим провидение даровало благомыслящего отца, добродетельную мать» [4.С.357]. Как видим, и Прокопович, и Новиков рассматривают воспитание и как личную обязанность, долг перед детьми и как обязанность общественную, за исполнение которой следует нести ответственность. Значит, родители повседневно должны наблюдать за развитием и поведением детей, «испытывать и управлять их склонности», участвовать в их забавах, только при этих условиях можно рассчитывать на положительный результат воспитания. Эта ответственность требует от родителей соответствующего образа жизни. Родители для детей являют образец: «Ничто не действует в младых душах детских сильнее всеобщей власти примера, а между всеми другими примерами ничей другой в них не впечатлевается глубже и твёрже примера родителей» [222.С.334]. Весь «род жизни родителей» выступает примером для детей. В семьях, где родители предаются безделью, «там натурально бывает то, что дети получают отвращение от всякого важного упражнения, что они кушанье, питьё, сон, убирание, визиты и карточную игру почитают определением человеков, или, по крайней мере, своим» [150а.С.34]. Этот образ жизни, эта атмосфера безделья, лености, паразитизма уродуют ребёнка, усваивающего этот стиль жизни: «От сего происходит то, что утверждается в детях несчастный тот характер, который особенно часто находится в молодых знатных людях: та сибаритская нежность, расслабляющая человека, делающая его не способным ко всякому славному делу и заставляющая его сугубо чувствовать всякое несчастье, всякое беспокойство; та леность, почитающая сон за высочайшее благо и унижающая состояние человеческое до скотского, тарассеянность, отвращающая от всякого важного и полезного упражнения» [Там же]. 115 |
и почитают, на которых смотрят, как на единственный образец, достойный их подражания, которых всякое движение, всякий шаг, всякое слово, и можно сказать, всякое мановение родит в них новые понятия, новые чувства, новые впечатления! Счастливы души, коим провидение даровало благомыслящего отца, добродетельную мать» (4,357). Как видим, и Прокопович, и Новиков рассматривают воспитание и как личную обязанность, долг перед детьми и как обязанность общественную, за исполнение которой следует нести ответственность. Значит, родители повседневно должны наблюдать за развитием и поведением детей, «испытывать и управлять их склонности», участвовать в их забавах, только при этих условиях можно рассчитывать на положительный результат воспитания. Эта ответственность требует от родителей соответствующего образа жизни. Родители для детей являют образец: «Ничто не действует в младых душах детских сильнее всеобщей власти примера, а между всеми другими примерами ничей другой в них не впечатлевается глубже и твёрже примера родителей» (222,334). Весь «род жизни родителей» выступает примером для детей. В семьях, где родители предаются безделью, «там натурально бывает то, что дети получают отвращение от всякого важного упражнения, что они кушанье, питьё, сон, убирание, визиты и карточную игру почитают определением человеков, или по крайней мере своим» (150а,34). Этот образ жизни, эта атмосфера безделья, лености, паразитизма уродуют ребёнка, усваивающего этот стиль жизни; «От сего происходит то, что утверждается в детях несчастный тот характер, который особенно часто находится в молодых знатных людях: та сибаритская нежность, расслабляющая человека, делающая его не способным ко всякому славному делу и заставляющая его сугубо чувствовать всякое несчастье, всякое беспокойство; та леность, почитающая сон за высочайшее благо и унижающая состояние человеческое до скотского, та рассеянность, отвращающая от всякого важного и полезного упражнения» (150а,34). Родители, по мнению Н.И.Новикова, должны изменить подобный «род жизни» ради благополучия и счастья детей. Авторитет родителей вот одно из 143 |