внутреннее устройство, та система отношений, обязанностей, функций каждого члена семьи в общем деле, безусловно, способствуют благоприятному развитию личности в семье. Н.И.Новиков, говоря о «внутреннем домостроительстве», подчёркивал важность формирования привычек таких, например, как к порядку и чистоте. При этом он совершено справедливо указывал на то, что в воспитании нет мелочей, воспитывает всё, с чем сталкивается ребёнок: «Нет ничего маловажного и низкого, что не споспешествовало или не препятствовало достижению великих предметов, и что в воспитании самые большие предметы достигаются через множество малых средств» [150.С.35-36]. Тонко подмечая важность этих «малых средств», Новиков сравнивал весь процесс воспитания со сложной машиной, «в которой составлены многие разные пружины и колёса, которых надобно приводить в движение одному другое, если должно воспоследовать потребное действие» [150.С.36]. Эту же мысль мы находим и у Ф.И.Янковича: «Порядок называется склонность и старание, дело своё так порядочно располагай, как их качество само собою требует; все вещи свои на известном некоем месте иметь и оные там сохранять, чтобы всякую в нужном случае скоро сыскать было можно» [4.С.262]. «В доме, в коем нету порядка, приходит всё в замешательство; в таком, чтобы утру сделать надлежало, то в полдень или под вечер исполняется» [Там же] процесс воспитания идёт и тогда, когда нет с ребёнком рядом родителей, но есть тот порядок, который определяет весь ритм жизни. Интересна, важна и актуальна и другая позиция просветителя Н.И.Новикова: он считал, что незнание родителями науки о воспитании приводит к многочисленным ошибкам. Такая «тонкая» наука как педагогика «...ещё мало известна,... она особенно неизвестна тому классу 118 |
воспитателей, свидетельствующие о доброте их поведения, о «преимуществе их духа и сердца». Отношения родителей и детей должны следовать «предписаниям мудрости и добродетели». Дети во все времена были, есть и будут внимательными свидетелями и строгими судьями поведения своих родителей, взрослых. Очень важно, по мнению Н.И.Новикова, чтобы родители свои слабости и погрешности «рачительно» скрывали от ребёнка. Дети должны замечать любовь к ним и «попечение» об их благе. «Такое мудрое, добродетельное, чадолюбивое и благоразумное поведение, без сомнения, доставит им самолучшее о вас мнение...Уважение ваше от них будет основательно и твёрдо» (149,363). Н.И.Новиков подчеркивает, что это уважение обеспечит выполнение детьми всех распоряжений взрослых, ибо они уже не будут сомневаться в правильности предъявляемых к ним требований. Авторитет родителей, как доказывает просветитель, важнейшее условие семейного воспитания, которое и облегчает столь трудное дело. Авторитет родителей и тот характер взаимоотношений, который существует в семье, взаимосвязаны между собой и способствуют успешному воспитанию. По мнению Новикова, «внутреннее учреждение домостроительства», т.е. внутренний распорядок жизни в семье также непременное условие успешного воспитания. В семье должно быть «небольшое правление, в котором дети могут видеть примеры родных, отношений, разных дел, образа исполнения оных и прочие» (150а,34). Это внутреннее устройство, та система отношений, обязанностей, функций каждого члена семьи в общем деле, безусловно, способствуют благоприятному развитию личности в семье. Н.И.Новиков, говоря о «внутреннем домостроительстве», подчёркивал важность формирования привычек таких, например, как к порядку и чистоте. При этом он совершено справедливо указывал на то, что в воспитании нет мелочей, воспитывает всё, с чем сталкивается ребёнок: «Нет ничего маловажного и низкого, что не споспешествовало или не препятствовало достижению великих предметов, и что в воспитании самые большие предметы 1 4 5 достигаются через множество малых средств» (150а,35-36). Тонко подмечая важность этих «малых средств», Новиков сравнивал весь процесс воспитания со сложной машиной, «в которой составлены многие разные пружины и колёса, которых надобно приводить в движение одному другое, если должно воспоследовать потребное действие» (150а,36). Эту же мысль мы находим и у Ф.И.Янковича: «Порядок называется склонность и старание, дело своё так порядочно располагай, как их качество само собою требует; все вещи свои на известном некоем месте иметь и оные там сохранять, чтобы всякую в нужном случае скоро сыскать было можно» (4.262). «В доме, в коем нету порядка, приходит всё в замешательство; в таком, чтобы то по утру сделать надлежало, то в полдень или под вечер исполняется» (4.263). Сам процесс воспитания идёт и тогда, когда нет с ребёнком рядом родителей, но есть тот порядок, который определяет весь ритм жизни. Интересна, важна и актуальна и другая позиция просветителя Н.И.Новикова: он считал, что незнание родителями науки о воспитании приводит к многочисленным ошибкам. Такая «тонкая» наука как педагогика «...ещё мало известна, ... она особенно неизвестна тому классу людей, которым здесь обыкновенно поручается приватное воспитание. Этим зачастую объясняется беспечность родителей, которые даже и не подозревают об этой науке, что и приводит к серьёзным недочётам в воспитании детей. Чтобы не допускать такой ситуации, следует, научаться педагогике, а научаться ей должно из благовыбранного чтения, из опыта и размышления» (149а,7). И он советует обратиться к «Мыслям о воспитании» Д.Локка, затем сам пишет трактат «О воспитании и наставлении детей». Эту позицию Новикова разделяют и другие просветители второй половины XVIII века. Среди тех, кто поднимает вопрос о педагогической культуре, педагогической образованности родителей был В.В.Крестинин. По его убеждению, родители, опираясь на педагогический опыт своих предков, продолжают пользоваться им в новых условиях, новых обстоятельствах, в новом времени. И его беспокоит тот факт, что уровень знаний родителей по 146 |