Проверяемый текст
Троян, Инна Игоревна; Педагогическая мысль России второй половины XVIII века о воспитании детей в семье (Диссертация 1999)
[стр. 119]

людей, которым здесь обыкновенно поручается приватное воспитание.
Этим зачастую объясняется беспечность родителей, которые даже и не подозревают об этой науке, что и приводит к серьёзным недочётам в воспитании детей.
Чтобы не допускать такой ситуации, следует, научаться педагогике, а научаться ей должно из благовыбранного чтения, из опыта и размышления»
[149.С.7].
И он советует обратиться к «Мыслям о воспитании» Д.Локка, затем сам пишет трактат «О воспитании и наставлении детей».
Эту позицию Новикова разделяют и другие просветители второй половины XVIII века.
Среди тех, кто поднимает вопрос о педагогической культуре, педагогической образованности родителей был В.В.Крестинин.
По его убеждению, родители, опираясь на педагогический опыт своих предков, продолжают пользоваться им в новых условиях, новых обстоятельствах, в новом времени.
И его беспокоит тот факт, что уровень знаний родителей по
вопросам воспитания отстаёт от времени.
В частности, мы находим у него интересный материал «Историческое известие о нравственном воспитании детей у двинских жителей».
Просветитель показывает обычаи, быт жителей Севера в допетровские времена и анализирует современную ему жизнь.
В сочинении подчеркивается важная мысль: времена меняются, а средства воспитания в семье остаются те же и, к сожалению не всегда приносящие пользу детям.
Так, темнота и забитость народа порождает нелепые рассказы, которые развращают детский разум, что, к сожалению, «заражает душевные силы детей и действует в их сердцах почти всю человеческую жизнь»
[4.С.372].
Родители, по выражению Крестинина, это «первые вожди детского разума» И если детский ум получает ложные знания, то это грозит развитию у ребёнка таких качеств, как притворство, злонравие, безответственность и т.д.
В.В.
Крестинин это рассматривает как «неизвинительный порок» нашего воспитания, который «производит в обществе множество людей, любящих и творящих ложь, ибо каков кто
119
[стр. 146]

достигаются через множество малых средств» (150а,35-36).
Тонко подмечая важность этих «малых средств», Новиков сравнивал весь процесс воспитания со сложной машиной, «в которой составлены многие разные пружины и колёса, которых надобно приводить в движение одному другое, если должно воспоследовать потребное действие» (150а,36).
Эту же мысль мы находим и у Ф.И.Янковича: «Порядок называется склонность и старание, дело своё так порядочно располагай, как их качество само собою требует; все вещи свои на известном некоем месте иметь и оные там сохранять, чтобы всякую в нужном случае скоро сыскать было можно» (4.262).
«В доме, в коем нету порядка, приходит всё в замешательство; в таком, чтобы то по утру сделать надлежало, то в полдень или под вечер исполняется» (4.263).
Сам процесс воспитания идёт и тогда, когда нет с ребёнком рядом родителей, но есть тот порядок, который определяет весь ритм жизни.
Интересна, важна и актуальна и другая позиция просветителя Н.И.Новикова: он считал, что незнание родителями науки о воспитании приводит к многочисленным ошибкам.
Такая «тонкая» наука как педагогика «...ещё мало известна, ...
она особенно неизвестна тому классу людей, которым здесь обыкновенно поручается приватное воспитание.
Этим зачастую объясняется беспечность родителей, которые даже и не подозревают об этой науке, что и приводит к серьёзным недочётам в воспитании детей.
Чтобы не допускать такой ситуации, следует, научаться педагогике, а научаться ей должно из благовыбранного чтения, из опыта и размышления»
(149а,7).
И он советует обратиться к «Мыслям о воспитании» Д.Локка, затем сам пишет трактат «О воспитании и наставлении детей».
Эту позицию Новикова разделяют и другие просветители второй половины XVIII века.
Среди тех, кто поднимает вопрос о педагогической культуре, педагогической образованности родителей был В.В.Крестинин.
По его убеждению, родители, опираясь на педагогический опыт своих предков, продолжают пользоваться им в новых условиях, новых обстоятельствах, в новом времени.
И его беспокоит тот факт, что уровень знаний родителей по
146

[стр.,147]

вопросам воспитания отстаёт от времени.
В частности, мы находим у него интересный материал «Историческое известие о нравственном воспитании детей у двинских жителей».
Просветитель показывает обычаи, быт жителей Севера в допетровские времена и анализирует современную ему жизнь.
В сочинении подчеркивается важная мысль: времена меняются, а средства воспитания в семье остаются те же и, к сожалению не всегда приносящие пользу детям.
Так, темнота и забитость народа порождает нелепые рассказы, которые развращают детский разум, что, к сожалению, «заражает душевные силы детей и действует в их сердцах почти всю человеческую жизнь»
(4,372).
Родители, по выражению Крестинина, это «первые вожди детского разума» И если детский ум получает ложные знания, то это грозит развитию у ребёнка таких качеств, как притворство, злонравие, безответственность и т.д.
В.В.
Крестинин это рассматривает как «неизвинительный порок» нашего воспитания, который «производит в обществе множество людей, любящих и творящих ложь, ибо каков кто
отрок есть, таков и муж будет» (4,375).
При этом автор подчёркивает очень интересный факт: «худое воспитание наших детей имеет место не только в семье тёмного крестьянина, но и в богатых домах» (4,375).
С обеспокоенностью педагогической невежественностью воспитателей выступает А.Ф.Бестужев.
Он считает, что только «отец просвещённый» может во всей силе чувствовать важность возложенной на него задачи воспитания ребёнка.
В своём трактате «О воспитании» А.Ф.Бестужев утверждает, что много есть таких родителей, которые чувствуют важность «доброго воспитания» и знают, как воспитывать.
Однако же есть немало и таких родителей, которые не знают, а главным образом не хотят знать ничего о «законах воспитания».
Они порой заняты своими делами и забывают, что у них есть дети.
Все просветители подчеркивают очень важную мысль, которая стала аксиомой воспитания: воспитатель должен быть воспитан сам.
Родители, являющиеся первыми воспитателями, постоянно должны помнить: «Отец и 147

[Back]