отрок есть, таков и муж будет» [4.С.375]. При этом автор подчёркивает очень интересный факт: «худое воспитание наших детей имеет место не только в семье тёмного крестьянина, но и в богатых домах» [4.С.375]. С обеспокоенностью педагогической невежественностью воспитателей выступает А.Ф.Бестужев. Он считает, что только «отец просвещённый» может во всей силе чувствовать важность возложенной на него задачи воспитания ребёнка. В своём трактате «О воспитании» А.Ф.Бестужев утверждает, что много есть таких родителей, которые чувствуют важность «доброго воспитания» и знают, как воспитывать. Однако же есть немало и таких родителей, которые не знают, а главным образом не хотят знать ничего о «законах воспитания». Они порой заняты своими делами и забывают, что у них есть дети. Все просветители подчеркивают очень важную мысль, которая стала аксиомой воспитания: воспитатель должен быть воспитан сам. Родители, являющиеся первыми воспитателями, постоянно должны помнить: «Отец и мать! Не жалуйтесь, если сын ваш, если дочь ваша ветрены, легкомысленны, прихотливы, склонны к пышности и мотовству, расточительности не жалуйтесь: вы сами тому причина. Разберите поступки свои, разберите ход воспитания, полученного детьми вашими и найдёте, что вы сами... научили их быть такими прежде, нежели они могли понимать, что для них полезно и что вредно, что хорошо и что худо» [177.C.I IJтак обращается к первым наставникам детей просветитель А.А.Прокопович-Антонский. Подобную же позицию занимают в этом вопросе и другие просветители: А.Ф.Бестужев, В.В.Крестинин, Н.И.Новиков, А.Н.Радищев, Г.Н.Теплов и др. Обращение к их работам приводит к выводу о том, что почти все просветители подчеркивали подражательность детской натуры. «Человек 120 |
вопросам воспитания отстаёт от времени. В частности, мы находим у него интересный материал «Историческое известие о нравственном воспитании детей у двинских жителей». Просветитель показывает обычаи, быт жителей Севера в допетровские времена и анализирует современную ему жизнь. В сочинении подчеркивается важная мысль: времена меняются, а средства воспитания в семье остаются те же и, к сожалению не всегда приносящие пользу детям. Так, темнота и забитость народа порождает нелепые рассказы, которые развращают детский разум, что, к сожалению, «заражает душевные силы детей и действует в их сердцах почти всю человеческую жизнь» (4,372). Родители, по выражению Крестинина, это «первые вожди детского разума» И если детский ум получает ложные знания, то это грозит развитию у ребёнка таких качеств, как притворство, злонравие, безответственность и т.д. В.В. Крестинин это рассматривает как «неизвинительный порок» нашего воспитания, который «производит в обществе множество людей, любящих и творящих ложь, ибо каков кто отрок есть, таков и муж будет» (4,375). При этом автор подчёркивает очень интересный факт: «худое воспитание наших детей имеет место не только в семье тёмного крестьянина, но и в богатых домах» (4,375). С обеспокоенностью педагогической невежественностью воспитателей выступает А.Ф.Бестужев. Он считает, что только «отец просвещённый» может во всей силе чувствовать важность возложенной на него задачи воспитания ребёнка. В своём трактате «О воспитании» А.Ф.Бестужев утверждает, что много есть таких родителей, которые чувствуют важность «доброго воспитания» и знают, как воспитывать. Однако же есть немало и таких родителей, которые не знают, а главным образом не хотят знать ничего о «законах воспитания». Они порой заняты своими делами и забывают, что у них есть дети. Все просветители подчеркивают очень важную мысль, которая стала аксиомой воспитания: воспитатель должен быть воспитан сам. Родители, являющиеся первыми воспитателями, постоянно должны помнить: «Отец и 147 мать! Не жалуйтесь, если сын ваш, если дочь ваша ветрены, легкомысленны, прихотливы, склонны к пышности и мотовству, расточительности не жалуйтесь: вы сами тому причина. Разберите поступки свои, разберите ход воспитания, полученного детьми вашими и найдёте, что вы сами... научили их быть такими прежде, нежели они могли понимать, что для них полезно и что вредно, что хорошо и что худо» (177,11) так обращается к первым наставникам детей просветитель А.А.Прокопович-Антонский. Подобную позицию занимают в этом вопросе и другие просветители: А.Ф.Бестужев, В.В.Кресгинин, Н.И.Новиков, А.Н.Радищев, Г.Н.Теплов и др. Обращение к их работам приводит к выводу о том, что почти все просветители подчеркивали подражательность детской натуры. «Человек есть животное подражательное. И в самом деле, из всех родов животных люди по физическому своему расположению и большему совершенству чувствительности наиболее расположены ко взаимному друг другу подражанию. Сие подражание есть род нужды, обнаруживающейся с самого младенчества; которою воспитание должно воспользоваться для выполнения предмета, к коему природа, по-видимому, оное предназначила» (4,430), утверждает А.Ф. Бестужев. Он обращает внимание на тот факт, что родители, образцами для поведения ребёнка своего должны постоянно помнить о своём звании, а дети их будут «побуждать к оказанию во всякое время в поступках своих той благопристойности и кротости, каковые внушить может сила примера и подражания» (4,430). Как видим, автор усматривает взаимосвязь, взаимодействие примера воспитателя и поведения детей, оказывающих взаимное влияние друг на друга. От сложившихся взаимоотношений и будет зависеть результат воздействия родителей на детей. Ребёнок, принявший с детства требования родителей, привыкает к ним и не подвергает сомнению, установленный порядок им воспринимается как разумный. Очень важна в связи с этим мысль Новикова о «точном единообразии» требований родителей и домашних воспитателей к ребёнку. Е ди н ы е требования залог успеха. Единые требования обеспечиваются согласованностью 148 |