Проверяемый текст
Троян, Инна Игоревна; Педагогическая мысль России второй половины XVIII века о воспитании детей в семье (Диссертация 1999)
[стр. 122]

Однако, не только требования родителей, даже если они и соблюдают единство, обеспечат положительные результаты, но и то единство, которое имеет место в отношениях с детьми.
Правильные взаимоотношения родителей с детьми будут там, по мнению А.Н.Радищева, где есть «семейный союз».
Такой союз между мужем и женой, основанный на взаимном понимании и любви, залог союза с детьми.
Человек рождён для общежития и первым таким общежитием для него становится семья.
Отсюда и требование: союз должен быть тверд, прочен.
Это обеспечивается характером взаимоотношений не только между родителями, но и детьми.
«Если союз между отцом и сыном не на нужных чувствованиях сердца основан, то он, конечно, нетверд; и будет нетверд вопреки всех законоположений.
Если отец в сыне своем видит своего раба, если сын почитает отца наследия ради, то какое благо из того обществу?»
[4.С.392].
А.Н.Радгацев утверждает очень важную для того времени мысль: не должна власть родителей над детьми быть беспредельною.
Дети в родителях должны видеть и чувствовать не господ, а своих друзей, воспитателей, наставников, для которых их судьба небезразлична.
Между отцом и сыном должен быть союз, основанный на взаимном уважении, доверии, любви.
А.Н.Радищев в «Путешествии из Петербурга в Москву», в главе «Крестцы» и в неоконченной повести, рисует две семьи, которых роднит главное: отношения между родителями и детьми строятся на уважении.
Родители, прежде всего отцы, являют собой образец лучшего воспитателя,
лучшего наставника для сыновей.
Их поступки, действия, мысли образец для детей.
Именно в семье они получают закалку, которая позволяет им войти в самостоятельную жизнь уверенно.
«Но ныне спокоен остаюся, отлучая вас от себя; разум прям, сердце ваше крепко»
[137.С,200].
Воспитание, 122
[стр. 149]

родителей в своих отношениях к детям, не противоречат и тем самым не вызывают у ребёнка психологических перегрузок, когда он не знает, за кем идти, как поступить, кому доверять.
«Не противоречьте самим себе, не противоречьте друг другу: ни паче взаимно один другого подкрепляйте; утверждайтесь на одинаковом основании и трудитесь по одинаковому плану» (45,134), призывает Новиков родителей, которые должны быть едины в своих требованиях, чтобы не привести к печальным последствиям всё дело воспитания.
Однако, не только требования родителей, даже если они и соблюдают единство, обеспечат положительные результаты, но и то единство, которое имеет место в отношениях с детьми.
Правильные взаимоотношения родителей с детьми будут там, по мнению А.Н.Радищева, где есть «семейный союз».
Такой союз между мужем и женой, основанный на взаимном понимании и любви, залог союза с детьми.
.
Человек рождён для общежития и первым таким общежитием для него становится семья.
Отсюда и требование: союз должен быть тверд, прочен.
Это обеспечивается характером взаимоотношений не только между родителями, но и детьми.
«Если союз между отцом и сыном не на нужных чувствованиях сердца основан, то он, конечно, нетверд; и будет нетверд вопреки всех законоположений.
Если отец в сыне своем видит своего раба, если сын почитает отца наследия ради, то какое благо из того обществу?»
(4,392).
А.Н.Радищев утверждает очень важную для того времени мысль: не должна власть родителей над детьми быть беспредельною.
Дети в родителях должны видеть и чувствовать не господ, а своих друзей, воспитателей, наставников, для которых их судьба небезразлична.
Между отцом и сыном должен быть союз, основанный на взаимном уважении, доверии, любви.
А.Н.Радищев в «Путешествии из Петербурга в Москву» в главе «Крестцы» и в неоконченной повести рисует две семьи, которых роднит главное: отношения между родителями и детьми строятся на уважении.
Родители, прежде всего отцы, являют собой образец лучшего воспитателя,
149

[стр.,150]

лучшего наставника для сыновей.
Их поступки, действия, мысли образец для детей.
Именно в семье они получают закалку, которая позволяет им войти в самостоятельную жизнь уверенно.
«Но ныне спокоен остаюся, отлучая вас от себя; разум прям, сердце ваше крепко»
(137,200).
Воспитание, основанное на уважении к личности вот та важнейшая идея, которая прозвучала в работах просветителей.
Не давить, не подавлять ребёнка, а уважать его, не приказывать, а направлять, советовать.
Просветители, ведя речь о воспитании детей, не могли обойти вниманием важнейшую • проблему проблему женского воспитания.
Европеизация, охватившая все сферы жизни в России, не обошла, безусловно, и семью.
Однако, перестройка семьи и семейного воспитания шла медленно в силу того, что именно женщина-мать выступала там стержнем, который и продолжал сохранять лучшие патриархальные традиции, именно она оставалась хранительницей семейного очага.
И хотя заскорузлые предрассудки и правила патриархальной морали продолжали окутывать семейные отношения, русская женщина сохраняла добрые, светлые начала, присутствие которых чувствуется в лучших семьях XVIII в., и которые возвышали её и над старыми предрассудками и над новомодной европеизацией.
В работах просветителей мы находим резкую критику складывающегося подхода к воспитанию будущей матери.
Женщина-мать, как и отец, ответственны за будущее своих детей, поэтому она (мать) должна быть подготовлена к этой миссии.
Однако, воспитание девушек вызывает вполне обоснованную тревогу просветителей.
Так, у Е.Р.Дашковой мы находим интересные станицы, где она ведёт речь не о пользе, а о вреде такого рода женского воспитания: «...
ибо лучше было бы Танюше не уметь чепчиков шить, кружева мыть и по-французски болтать, да не иметь и тех гнусных в голове и сердце чувствований, как подлая и часто развратная французская девка ей впечатлевает» (4,285).
Пренебрежение русским, национальным, традиционным, воспитание по западному образцу вызывает у неё протест: «Она бы могла быть лучшею 150

[Back]