Проверяемый текст
Троян, Инна Игоревна; Педагогическая мысль России второй половины XVIII века о воспитании детей в семье (Диссертация 1999)
[стр. 123]

основанное на уважении к личности вот та важнейшая идея, которая прозвучала в работах просветителей.
Не давить, не подавлять ребёнка, а уважать его, не приказывать, а направлять, советовать.

Ведя речь о воспитании детей, просветители не могли обойти вниманием важнейшую проблему проблему женского воспитания.
Европеизация, охватившая все сферы жизни в России, не обошла, безусловно, и семью.
Однако перестройка семьи и семейного воспитания шла медленно в силу того, что именно женщина-мать выступала там стержнем, который и продолжал сохранять лучшие патриархальные традиции, именно она оставалась хранительницей семейного очага.
И хотя заскорузлые предрассудки и правила патриархальной морали продолжали окутывать семейные отношения, русская женщина сохраняла добрые, светлые начала, присутствие которых чувствуется в лучших семьях XVIII в., и которые возвышали её и над старыми предрассудками и над новомодной европеизацией.
В работах просветителей мы находим резкую критику складывающегося подхода к воспитанию будущей матери.
Женщина-мать, как и отец, ответственны за будущее своих детей, поэтому она (мать) должна быть подготовлена к этой миссии.
Однако воспитание девушек вызывает вполне обоснованную тревогу просветителей.
Так, у Е.Р.Дашковой мы находим интересные
страницы, где она ведёт речь не о пользе, а о вреде такого рода женского воспитания: «...
ибо лучше было бы Танюше не уметь чепчиков шить, кружева мыть и по-французски болтать, да не иметь и тех гнусных в голове и сердце чувствований, как подлая и часто развратная французская девка ей впечатлевает»
[4.С.285].
Пренебрежение русским, национальным, традиционным, воспитание по западному образцу вызывает у неё протест: «Она бы могла быть лучшею
женою, матерью и госпожею, если бы, не знал худо чужого 123
[стр. 150]

лучшего наставника для сыновей.
Их поступки, действия, мысли образец для детей.
Именно в семье они получают закалку, которая позволяет им войти в самостоятельную жизнь уверенно.
«Но ныне спокоен остаюся, отлучая вас от себя; разум прям, сердце ваше крепко» (137,200).
Воспитание, основанное на уважении к личности вот та важнейшая идея, которая прозвучала в работах просветителей.
Не давить, не подавлять ребёнка, а уважать его, не приказывать, а направлять, советовать.

Просветители, ведя речь о воспитании детей, не могли обойти вниманием важнейшую • проблему проблему женского воспитания.
Европеизация, охватившая все сферы жизни в России, не обошла, безусловно, и семью.
Однако, перестройка семьи и семейного воспитания шла медленно в силу того, что именно женщина-мать выступала там стержнем, который и продолжал сохранять лучшие патриархальные традиции, именно она оставалась хранительницей семейного очага.
И хотя заскорузлые предрассудки и правила патриархальной морали продолжали окутывать семейные отношения, русская женщина сохраняла добрые, светлые начала, присутствие которых чувствуется в лучших семьях XVIII в., и которые возвышали её и над старыми предрассудками и над новомодной европеизацией.
В работах просветителей мы находим резкую критику складывающегося подхода к воспитанию будущей матери.
Женщина-мать, как и отец, ответственны за будущее своих детей, поэтому она (мать) должна быть подготовлена к этой миссии.
Однако, воспитание девушек вызывает вполне обоснованную тревогу просветителей.
Так, у Е.Р.Дашковой мы находим интересные
станицы, где она ведёт речь не о пользе, а о вреде такого рода женского воспитания: «...
ибо лучше было бы Танюше не уметь чепчиков шить, кружева мыть и по-французски болтать, да не иметь и тех гнусных в голове и сердце чувствований, как подлая и часто развратная французская девка ей впечатлевает»
(4,285).
Пренебрежение русским, национальным, традиционным, воспитание по западному образцу вызывает у неё протест: «Она бы могла быть лучшею
150

[Back]