модах, о собраниях, балах и театрах, не думая вовсе о внутренних украшениях разума. Преподают уроки волокитства, приучают их к владычеству, которое они в совершенные лета обыкновенно распространяют, наставляют правилам как можно возбуждать страсти, вместо того чтоб они совершенное от них имели отвращение» [4.С.414]. Подобная подготовка девушек приводила к тому, что, вступая в брак со скудным запасом знаний и опыта, женщина на поприще семейной жизни была плохой хозяйкой, неумелой женой вовсе не подготовленной к воспитательной роли. Главное и основное требование, выдвигаемое к женщине в XVIII в., заключено в словах А.Ф.Бестужева: «Женщина благоразумная и добродетельная есть зрелище самое восхитительнейшее, какое только природа представить может взорам нашим» [Там же.С.415]. Подвергая критике состояние женского воспитания, просветители ставят вопрос о роли матери в судьбе будущих детей и, следовательно, России. Мать в семье это забота, любовь, добродетельность, добропорядочность и т.д. те качества, которые определяют характер семейного быта, семейной атмосферы, формирующей будущего гражданина. И хотя в работах мыслителей мы только находим постановку этой проблемы, тем не менее, мы с полным основанием можем утверждать, что принцип половой дифференциации в воспитании детей в исследуемый нами период был выдвинут. Почти все просветители, о ком мы вели речь, подчеркивают необходимость различия в воспитании девочек и мальчиков, будущих мужчин и женщин, отцов и матерей. Они делают попытку психологического обоснования этого принципа и видят в нем немаловажное условие успешного воспитания детей в семье. Просветители, опираясь на опыт семейного воспитания, призывают родителей к просвещенности, к знаниям, которые помогли бы принести «несчетную пользу обществу» (Е.Р.Дашкова) и дают советы о способах 125 |
уроки волокитства, приучают их к владычеству, которое они в совершенные лета обыкновенно распространяют, наставляют правилам как можно возбуждать страсти, вместо того чтоб они совершенное от них имели отвращение» (4,414). Подобная подготовка девушек приводила к тому, что, вступая в брак со скудным запасом знаний и опыта, женщина на поприще семейной жизни была плохой хозяйкой, неумелой женой вовсе не подготовленной к воспитательной роли. Главное и основное требование, выдвигаемое к женщине в XVIII в., заключено в словах А.Ф.Бестужева: «Женщина благоразумная и добродетельная есть зрелище самое восхитительнейшее, какое только природа представить может взорам нашим» (4,415). Подвергая критике состояние женского воспитания, просветители ставят вопрос о роли матери в судьбе будущих детей и, следовательно, России. Мать в семье это забота, любовь, добродетельность, добропорядочность и т.д. те качества, которые определяют характер семейного быта, семейной атмосферы, формирующей будущего гражданина. И хотя в работах мыслителей мы только находим постановку этой проблемы, тем не менее, мы с полным основанием можем утверждать, что принцип половой дифференциации в воспитании детей в исследуемый нами период был выдвинут. Почти все просветители, о ком мы вели речь, подчеркивают необходимость различия в воспитании девочек и мальчиков, будущих мужчин и женщин, отцов и матерей. Они делают попытку психологического обоснования этого принципа и видят в нем немаловажное условие успешного воспитания детей в семье. Просветители, опираясь на опыт семейного воспитания, призывают родителей к просвещенности, к знаниям, которые помогли бы принести «несчетную пользу обществу» (Е.Р.Дашкова) и дают советы о способах воздействия на детей. Знание способов воздействия на разум и поведение ребёнка выступает непременным условием успешного семейного воспитания. Попытаемся выделить те методы воздействия на ребёнка в семье, которые, по 152 «женщина благоразумная и добродетельная есть зрелище самое восхитительнейшее, какое только природа представить может взорам нашим» (4,415); «человек становиться таковым, каков он есть, или действием собственных своих испытаний, или от других оные получая; воспитание его образует» (4.422); «человек родится в невежестве, но не в заблуждении» (4,427); «не погашайте любопытство детей ваших или питомцев» (4,314); «упражняйте детей ваших или воспитанников в употреблении чувств, научайте их чувствовать справедливо» (4,314); «внутренняя склонность всегда готова раскрыться в нас, надобно токмо удачно тронуть её» (4,351); «дети любопытны и восприимчивы. Не все смотрят они с примечанием и всему стараются подражать» (4,357); «нет нужды власть родительскую делать беспредельную» (4,392); «всё действует на человека. Пиша его и питие, внешняя стужа итеплота, воздух, служащий дыханию нашему... электрическая и магнитная сила, даже самый свет» (4,394); «нет другого соперника нищеты, как труд и прилежание» (4,205); «труд есть должность наша и твердейший щит против порока. Ленивый и праздный человек, есть бесполезное бремя земли и гнилой человек общества» (4,203); Вот некоторые идеи, высказанные просветителями, которые легли в основу теории семейного воспитания, успешно разрабатываемую в XIX в. отечественной педагогической мыслью. Выводы по главе. Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что русские просветители второй половины XVIII в. веря во всесилие просвещения в деле общественного преобразования, были убеждены, что существующее в 157 |