Проверяемый текст
Троян, Инна Игоревна; Педагогическая мысль России второй половины XVIII века о воспитании детей в семье (Диссертация 1999)
[стр. 126]

воздействия на детей.
Знание способов воздействия на разум и поведение ребёнка выступает непременным условием успешного семейного воспитания.
Попытаемся выделить те методы воздействия на ребёнка в семье, которые, по
убеждению мыслителей XVIII в., позволят «...внимание родителей к полезному воспитанию детей обратить» [4.С.286].
Дети, как уже говорилось выше, переимчивы, склонны к подражанию, поэтому всем родителям следует помнить о своём поведении, именно они являют образец для ребенка во всём.
Отсюда и один из важнейших методов это пример, «В воспитании сердца, в удалении его от пороков и прилеплений к добродетели, пример лучший и действительнейший наставник.
Счастливы те дети, коим Провидение даровало благомыслящего отца и добродетельную мать»
[177.С.43], так считает А.А.Прокопович-Антонский, и эта мысль проходит через работы всех просветителей второй половины XVIII в., без исключения.
Родители с самого рождения своих детей должны создавать условия для формирования добрых нравов, которые должны стать привычными.
Навыки и привычки, возможно, сформировать лишь приучая детей к нужному поведению: «Упражняйте детей ваших или воспитанников в употреблении чувств, научайте их чувствовать справедливо»
[4.С.314], советует Н.И.Новиков, «научайте их действовать по добрым, самолучшим и благороднейшим причинам и чистыми благодеятельными намерениями» [4.С.324].
Научение и упражнение как способы воздействия на поведение ребёнка со стороны родителей, воспитателей звучит как требование в работах Е.Р.Дашковой, А.А.Прокоповича-Антонского, А.Н.Радищева, А.Ф.
Бестужева и других.
Это позволяет нам с уверенностью говорить о таком методе, который предполагает активность самого ребёнка, а не просто пассивное восприятие требований и наставлений, о методе, который вытекает из закономерностей воспитания: личность формируется только в
126
[стр. 152]

уроки волокитства, приучают их к владычеству, которое они в совершенные лета обыкновенно распространяют, наставляют правилам как можно возбуждать страсти, вместо того чтоб они совершенное от них имели отвращение» (4,414).
Подобная подготовка девушек приводила к тому, что, вступая в брак со скудным запасом знаний и опыта, женщина на поприще семейной жизни была плохой хозяйкой, неумелой женой вовсе не подготовленной к воспитательной роли.
Главное и основное требование, выдвигаемое к женщине в XVIII в., заключено в словах А.Ф.Бестужева: «Женщина благоразумная и добродетельная есть зрелище самое восхитительнейшее, какое только природа представить может взорам нашим» (4,415).
Подвергая критике состояние женского воспитания, просветители ставят вопрос о роли матери в судьбе будущих детей и, следовательно, России.
Мать в семье это забота, любовь, добродетельность, добропорядочность и т.д.
те качества, которые определяют характер семейного быта, семейной атмосферы, формирующей будущего гражданина.
И хотя в работах мыслителей мы только находим постановку этой проблемы, тем не менее, мы с полным основанием можем утверждать, что принцип половой дифференциации в воспитании детей в исследуемый нами период был выдвинут.
Почти все просветители, о ком мы вели речь, подчеркивают необходимость различия в воспитании девочек и мальчиков, будущих мужчин и женщин, отцов и матерей.
Они делают попытку психологического обоснования этого принципа и видят в нем немаловажное условие успешного воспитания детей в семье.
Просветители, опираясь на опыт семейного воспитания, призывают родителей к просвещенности, к знаниям, которые помогли бы принести «несчетную пользу обществу» (Е.Р.Дашкова) и дают советы о способах воздействия на детей.
Знание способов воздействия на разум и поведение ребёнка выступает непременным условием успешного семейного воспитания.
Попытаемся выделить те методы воздействия на ребёнка в семье, которые, по
152

[стр.,153]

убеждению мыслителей XVIII в., позволят «...
внимание родителей к полезному воспитанию детей обратить»
(4,286).
Дети, как уже говорилось выше, переимчивы, склонны к подражанию, поэтому всем родителям следует помнить о своём поведении, именно они являют образец для ребенка во всём.
Отсюда и один из важнейших методов это пример.
«В воспитании сердца, в удалении его от пороков и прилеплений к добродетели, пример лучший и действительнейший наставник.
Счастливы те дети, коим Провидение даровало благомыслящего отца и добродетельную мать»
(177,43), так считает Прокопович-Антонский, и эта мысль проходит через работы всех просветителей второй половины XVIII в., без исключения.
Родители с самого рождения своих детей должны создавать условия для формирования добрых нравов, которые должны стать привычными.
Навыки и привычки возможно сформировать лишь приучая детей к нужному поведению: «Упражняйте детей ваших или воспитанников в употреблении чувств, научайте их чувствовать справедливо»
(4,314), советует И.И.Новиков, «научайте их действовать по добрым, самолучшим и благороднейшим причинам и чистыми благодеятельными намерениями» (4,324).
Научение и упражнение как способы воздействия на поведение ребёнка со стороны родителей, воспитателей звучит как требование в работах Е.Р.Дашковой, А.А.Прокоповича-Антонского, А.Н.Радищева, А.Ф.
Бестужева и других.
Это позволяет нам с уверенностью говорить о таком методе, который предполагает активность самого ребёнка, а не просто пассивное восприятие требований и наставлений, о методе, который вытекает из закономерностей воспитания: личность формируется только в
деятельности.
Упражнение, включающее ребёнка в саму жизнь, ведёт к многократному повторению и даёт силу привычки.
Называются в работах и такие методы, как наставление и требование, о которых уже говорилось выше.
Требование это способ включения ребёнка в ритм семейного уклада, это и способ побуждения к действию, и это средство, помогающее родителям держать под контролем поведение ребёнка.
Это и подчеркивали авторы педагогических трактатов второй половины XVIII века.
153

[Back]