Проверяемый текст
Троян, Инна Игоревна; Педагогическая мысль России второй половины XVIII века о воспитании детей в семье (Диссертация 1999)
[стр. 127]

деятельности.
Упражнение, включающее ребёнка в саму жизнь, ведёт к многократному повторению и даёт силу привычки.
Называются в работах и такие методы, как наставление и требование, о которых уже говорилось выше.
Требование это способ включения ребёнка в ритм семейного уклада, это и способ побуждения к действию, и это средство, помогающее родителям держать под контролем поведение ребёнка.
Это и подчеркивали авторы педагогических трактатов второй половины XVIII века.

Наставление «предписывает правила, как все обработанные душевные способности соображать с первоначальным нравственным законом человека, напоминающим главную цель его бытия, к которой он должен направлять все свои дарования»
[4.С.365], считает М.М.Снегирёв.
А.Ф.Бестужев, продолжая эту мысль, утверждал, что наставление имеет своей целью « не есть учить науке, но должностям», «долженствования, которые призван человек выполнять на земле, наставление должно не только и не столько затрагивать разум ребёнка, но и должно наставлениями побуждать к действию»
(4.С.426).
Именно в соединении наставления с действием и правила с опытом видит просветитель средство действенного воздействия для получения успеха в воспитании.
Успехи детей должны быть отмечены, поощряться, одобряться.
Так, например, у Д.И.Фонвизина читаем: «Я почти уверен, что воспитатели, ободряя младенцев избирать во всем прямой путь, преуспевают тем гораздо лучше вкоренить в них привязанность к истине и приучить к чистосердию, нежели оставляя без примечания малейшие их деяния, в коих душевные их свойства обнаруживаться могут»
[128.С.133].
Просветители видели стимулирующую роль поощрений, предлагая даже целую серию средств одобрения (А.Ф.Бестужев, А.Н.Радищев).
Наряду с поощрениями идёт речь о наказаниях.
Если поощрения расцениваются ими как признание, как положительная оценка поведения, действий ребёнка, то
127
[стр. 153]

убеждению мыслителей XVIII в., позволят «...
внимание родителей к полезному воспитанию детей обратить» (4,286).
Дети, как уже говорилось выше, переимчивы, склонны к подражанию, поэтому всем родителям следует помнить о своём поведении, именно они являют образец для ребенка во всём.
Отсюда и один из важнейших методов это пример.
«В воспитании сердца, в удалении его от пороков и прилеплений к добродетели, пример лучший и действительнейший наставник.
Счастливы те дети, коим Провидение даровало благомыслящего отца и добродетельную мать» (177,43), так считает Прокопович-Антонский, и эта мысль проходит через работы всех просветителей второй половины XVIII в., без исключения.
Родители с самого рождения своих детей должны создавать условия для формирования добрых нравов, которые должны стать привычными.
Навыки и привычки возможно сформировать лишь приучая детей к нужному поведению: «Упражняйте детей ваших или воспитанников в употреблении чувств, научайте их чувствовать справедливо» (4,314), советует И.И.Новиков, «научайте их действовать по добрым, самолучшим и благороднейшим причинам и чистыми благодеятельными намерениями» (4,324).
Научение и упражнение как способы воздействия на поведение ребёнка со стороны родителей, воспитателей звучит как требование в работах Е.Р.Дашковой, А.А.Прокоповича-Антонского, А.Н.Радищева, А.Ф.
Бестужева и других.
Это позволяет нам с уверенностью говорить о таком методе, который предполагает активность самого ребёнка, а не просто пассивное восприятие требований и наставлений, о методе, который вытекает из закономерностей воспитания: личность формируется только в деятельности.
Упражнение, включающее ребёнка в саму жизнь, ведёт к многократному повторению и даёт силу привычки.
Называются в работах и такие методы, как наставление и требование, о которых уже говорилось выше.
Требование это способ включения ребёнка в ритм семейного уклада, это и способ побуждения к действию, и это средство, помогающее родителям держать под контролем поведение ребёнка.
Это и подчеркивали авторы педагогических трактатов второй половины XVIII века.

153

[стр.,154]

Наставление «предписывает правила, как все обработанные душевные способности соображать с первоначальным нравственным законом человека, напоминающим главную цель его бытия, к которой он должен направлять все свои дарования» (4,365), считает М.М.Снегирёв.
А.Ф.Бестужев, продолжая эту мысль, утверждал, что наставление имеет своей целью « не есть учить науке, но должностям», «долженствования, которые призван человек выполнять на земле, наставление должно не только и не столько затрагивать разум ребёнка, но и должно наставлениями побуждать к действию»
(4,426).
Именно в соединении наставления с действием и правила с опытом видит просветитель средство действенного воздействия для получения успеха в воспитании.
Успехи детей должны быть отмечены, поощряться, одобряться.
Так, например, у Д.И.Фонвизина читаем: «Я почти уверен, что воспитатели, ободряя младенцев избирать во всем прямой путь, преуспевают тем гораздо лучше вкоренить в них привязанность к истине и приучить к чистосердию, нежели оставляя без примечания малейшие их деяния, в коих душевные их свойства обнаруживаться могут»
(128,133).
Просветители видели стимулирующую роль поощрений, предлагая даже целую серию средств одобрения (А.Ф.Бестужев, А.Н.Радищев).
Наряду с поощрениями идёт речь о наказаниях.
Если поощрения расцениваются ими как признание, как положительная оценка поведения, действий ребёнка, то
наказание это осуждение, предполагающее определенные меры воздействия.
Все просветители выступают против телесных наказаний, многие их них разработали даже рекомендации по применению наказаний, как в семейном, так и в общественном воспитании.
«Не должно бить детей почти никогда, ...ибо всякие побои, кроме того, что чувствительны, по всем физическим правилам, без сомнения, вредны здоровью» (4,196), утверждает И.И.Бецкой.
Он уверен, что если родители будут ответственно подходить к вопросу о наказаниях, то избавят детей своих от многих болезней и бед.
Гневно звучит голос гуманиста: «Сколь жалки те бедные дети, которые за игру и невинные забавы, летам их необходимо 154

[Back]