Проверяемый текст
Троян, Инна Игоревна; Педагогическая мысль России второй половины XVIII века о воспитании детей в семье (Диссертация 1999)
[стр. 128]

наказание это осуждение, предполагающее определенные меры воздействия.
Все просветители выступают против телесных наказаний, многие их них разработали даже рекомендации по применению наказаний, как в семейном, так и в общественном воспитании.
«Не должно бить детей почти никогда, ...ибо всякие побои, кроме того, что чувствительны, по всем физическим правилам, без сомнения, вредны здоровью»
[4.С.196], утверждает И.И.Бецкой.
Он уверен, что если родители будут ответственно подходить к вопросу о наказаниях, то избавят детей своих от многих болезней и бед.
Гневно звучит голос гуманиста: «Сколь жалки те бедные дети, которые за игру и невинные забавы, летам их необходимо
потребные, предаются столь часто на жертву ненавистному гневу и своенравию родителей или дядек; приличнее называть таковых тиранам, нежели воспитателями» [4.С.197].
Лучший способ наказания «лишать их того, что им всего приятнее, то есть не пускать их гулять с прочими или, смотря по вине, стыдить, несколько времени, но не долго; а всего чувствительнее им то, что отвращает их от телодвижения»
Не наказывать ребёнка тоже нельзя это признают все просветители.
Они убеждены, что надо бороться с проявлениями у детей хитрости, обмана, лукавства.
С этой целью надо прибегать не к наказаниям, а к организации своего семейного уклада, чтобы «дети почувствовали, что идти прямою дорогою выгоднее, нежели лукавыми стезями»
[128.С.ЗЗ].
Дети повсеместно должны придерживаться следующего правила: «желаемое легче получить при условие, если будешь следовать чистосердечно, нежели прибегая к лукавству»
[Там же].
Сущность всего педагогического воздействия родителей на детей заключается в организации жизнедеятельности детей.
Рациональный порядок жизни и поведения детей, разумные формы их взаимоотношений с родителями и другими членами семьи и окружающим миром это тоже способ формирования личности.

128
[стр. 154]

Наставление «предписывает правила, как все обработанные душевные способности соображать с первоначальным нравственным законом человека, напоминающим главную цель его бытия, к которой он должен направлять все свои дарования» (4,365), считает М.М.Снегирёв.
А.Ф.Бестужев, продолжая эту мысль, утверждал, что наставление имеет своей целью « не есть учить науке, но должностям», «долженствования, которые призван человек выполнять на земле, наставление должно не только и не столько затрагивать разум ребёнка, но и должно наставлениями побуждать к действию» (4,426).
Именно в соединении наставления с действием и правила с опытом видит просветитель средство действенного воздействия для получения успеха в воспитании.
Успехи детей должны быть отмечены, поощряться, одобряться.
Так, например, у Д.И.Фонвизина читаем: «Я почти уверен, что воспитатели, ободряя младенцев избирать во всем прямой путь, преуспевают тем гораздо лучше вкоренить в них привязанность к истине и приучить к чистосердию, нежели оставляя без примечания малейшие их деяния, в коих душевные их свойства обнаруживаться могут» (128,133).
Просветители видели стимулирующую роль поощрений, предлагая даже целую серию средств одобрения (А.Ф.Бестужев, А.Н.Радищев).
Наряду с поощрениями идёт речь о наказаниях.
Если поощрения расцениваются ими как признание, как положительная оценка поведения, действий ребёнка, то наказание это осуждение, предполагающее определенные меры воздействия.
Все просветители выступают против телесных наказаний, многие их них разработали даже рекомендации по применению наказаний, как в семейном, так и в общественном воспитании.
«Не должно бить детей почти никогда, ...ибо всякие побои, кроме того, что чувствительны, по всем физическим правилам, без сомнения, вредны здоровью»
(4,196), утверждает И.И.Бецкой.
Он уверен, что если родители будут ответственно подходить к вопросу о наказаниях, то избавят детей своих от многих болезней и бед.
Гневно звучит голос гуманиста: «Сколь жалки те бедные дети, которые за игру и невинные забавы, летам их необходимо
154

[стр.,155]

потребные, предаются столь часто на жертву ненавистному гневу и своенравию родителей или дядек; приличнее называть таковых тиранам, нежели воспитателями» (4,197).
Лучший способ наказания «лишать их того, что им всего приятнее, то есть не пускать их гулять с прочими или, смотря по вине, стыдить несколько времени, но не долго; а всего чувствительнее им то, что отвращает их от телодвижения»
(4,196).
Не наказывать ребёнка тоже нельзя это признают все просветители.
Они убеждены, что надо бороться с проявлениями у детей хитрости, обмана, лукавства.
С этой целью надо прибегать не к наказаниям, а к организации своего семейного уклада, чтобы «дети почувствовали, что идти прямою дорогою выгоднее, нежели лукавыми стезями»
(128,133).
Дети повсеместно должны придерживаться следующего правила: «желаемое легче получить при условие, если будешь следовать чистосердечно, нежели прибегая к лукавству»
(128,133).
Сущность всего педагогического воздействия родителей на детей заключается в организации жизнедеятельности детей.
Рациональный порядок жизни и поведения детей, разумные формы их взаимоотношений с родителями и другими членами семьи и окружающим миром это тоже способ формирования личности.

Родители должны проявлять интерес к внутреннему миру ребёнка и совершенствовать его.
Особое место среди средств педагогического воздействия просветители второй половины XVIII в.
называют книгу.
Книга в эпоху Просвещения становится не просто символом времени, а одним из основных источников развития разума и души.
Поэтому родители должны следить за чтением ребёнка.
Занимательные и доступные возрасту детей отдельные художественные рассказы, сказки должны стать для детей обязательными, беседы по ним должны вызывать интерес, затрагивать чувства.
Д.И.Фонвизин считат, что без понимания родителями важности книги в жизни ребёнка, можно навредить, тут же предупреждает, что неудачно выбранные сказки могут принести больше вреда, чем пользы.
Не следует рассказывать сказки о «страшилищах и мертвецах», о невероятных случаях в темноте.
Это 155

[Back]