Проверяемый текст
Троян, Инна Игоревна; Педагогическая мысль России второй половины XVIII века о воспитании детей в семье (Диссертация 1999)
[стр. 129]

Родители должны проявлять интерес к внутреннему миру ребёнка и совершенствовать его.
Особое место среди средств педагогического воздействия просветители второй половины XVIII в.
называют книгу.
Книга в эпоху Просвещения становится не просто символом времени, а одним из основных источников развития разума и души.
Поэтому родители должны следить за чтением ребёнка.
Занимательные и доступные возрасту детей отдельные художественные рассказы, сказки должны стать для детей обязательными, беседы по ним должны вызывать интерес, затрагивать чувства.
Д.И.Фонвизин
считал, что без понимания родителями важности книги в жизни ребёнка, можно навредить, тут же предупреждает, что неудачно выбранные сказки могут принести больше вреда, чем пользы.
Не следует рассказывать сказки о «страшилищах и мертвецах», о невероятных случаях в темноте.
Это
раздражающе действует на психику и отрицательно влияет на формирование волевых качеств детей и подростков.
Как видим из вышеизложенного, просветители второй половины XVIII в.
сумели не только поднять вопросы воспитания детей в семье, но, и сделали попытку их теоретического обоснования,
заложив тем самым фундамент теории семейного воспитания.
Обобщая изложенное мыслителями, попытаемся предложить те правила, соблюдение которых должно обеспечить успешность родительской деятельности.
По убеждению просветителей, всякому родителю «знать надлежит» следующее: только осознание цели поможет родителям «узнать прямой путь в воспитании..., цели недолжны никогда, упускать из вида...»
[4.С.295]; «воспитание ранее начинается и позднее оканчивается, нежели вообще думают» [Там же..286]; 129
[стр. 155]

потребные, предаются столь часто на жертву ненавистному гневу и своенравию родителей или дядек; приличнее называть таковых тиранам, нежели воспитателями» (4,197).
Лучший способ наказания «лишать их того, что им всего приятнее, то есть не пускать их гулять с прочими или, смотря по вине, стыдить несколько времени, но не долго; а всего чувствительнее им то, что отвращает их от телодвижения» (4,196).
Не наказывать ребёнка тоже нельзя это признают все просветители.
Они убеждены, что надо бороться с проявлениями у детей хитрости, обмана, лукавства.
С этой целью надо прибегать не к наказаниям, а к организации своего семейного уклада, чтобы «дети почувствовали, что идти прямою дорогою выгоднее, нежели лукавыми стезями» (128,133).
Дети повсеместно должны придерживаться следующего правила: «желаемое легче получить при условие, если будешь следовать чистосердечно, нежели прибегая к лукавству» (128,133).
Сущность всего педагогического воздействия родителей на детей заключается в организации жизнедеятельности детей.
Рациональный порядок жизни и поведения детей, разумные формы их взаимоотношений с родителями и другими членами семьи и окружающим миром это тоже способ формирования личности.
Родители должны проявлять интерес к внутреннему миру ребёнка и совершенствовать его.
Особое место среди средств педагогического воздействия просветители второй половины XVIII в.
называют книгу.
Книга в эпоху Просвещения становится не просто символом времени, а одним из основных источников развития разума и души.
Поэтому родители должны следить за чтением ребёнка.
Занимательные и доступные возрасту детей отдельные художественные рассказы, сказки должны стать для детей обязательными, беседы по ним должны вызывать интерес, затрагивать чувства.
Д.И.Фонвизин
считат, что без понимания родителями важности книги в жизни ребёнка, можно навредить, тут же предупреждает, что неудачно выбранные сказки могут принести больше вреда, чем пользы.
Не следует рассказывать сказки о «страшилищах и мертвецах», о невероятных случаях в темноте.
Это
155

[стр.,156]

раздражающе действует на психику и отрицательно влияет на формирование волевых качеств детей и подростков.
Как видим, из вышеизложенного, просветители второй половины XVIII в.
сумели не только поднять вопросы воспитания детей в семье, но и сделали попытку их теоретического обоснования,
•заложив тем самым фундамент теории семейного воспитания.
Обобщая изложенное мыслителями, попытаемся предложить те правила, соблюдение которых должно обеспечить успешность родительской деятельности.
По убеждению просветителей, всякому родителю «знать надлежит» следующее: только осознание цели поможет родителям «узнать прямой путь в воспитании..., цели не должны никогда.упускать из вида...»
(4,295); «воспитание ранее начинается и позднее оканчивается, нежели вообще думают» (4,286); «воспитание детей, как для государства, так и для каждой особенной фамилии весьма важно» (4,289); «никто не имеющий воспитания сам, других воспитывать не может» (4,144); «первый союз есть супружеский», муж и жена «должны друг друга любить, друг другу верны быть и вместе пребывать, пока смерть их не разлучит...» «От первого супружеского союза, когда родятся дети, начинается другой, а именно союз родителей и детей» (4,465); «обязанность родителей воспитывать детей своих как возможно лучше основываться на должностях их детям, государству и самим себе» (4,294); «главный предмет воспитания...
чтоб образовывать детей счастливыми людьми и полезными гражданами» (4,295); «воспитание более примерами, нежели предписаниями преподаётся» (4,286); «пример родителей делает детей или добродетельными, или порочными» (4,412); 156 I

[Back]