Проверяемый текст
Троян, Инна Игоревна; Педагогическая мысль России второй половины XVIII века о воспитании детей в семье (Диссертация 1999)
[стр. 131]

«внутренняя склонность всегда готова раскрыться в нас, надобно токмо удачно тронуть её» [4.С.351]; «дети любопытны и восприимчивы.
Не все смотрят они с примечанием и всему стараются подражать»
[4.С.357]; • «нет нужды власть родительскую делать беспредельную» [4.С.392]; «всё действует на человека.
Пища его и питие, внешняя стужа и теплота, воздух, служащий дыханию нашему...
электрическая и магнитная сила, даже самый свет»
[4.С.394]; «нет другого соперника нищеты, как труд и прилежание» [4.C.205J; «труд есть должность наша и твердейший щит против порока.
Ленивый и праздный человек, есть бесполезное бремя земли и гнилой человек общества»
[4.С.203]; Таковы некоторые идеи, высказанные просветителями, которые легли в основу практики семейного воспитания.
Постановке семейного воспитания в Российском обществе II половине XVIII века будет посвящена третья глава исследования.
Выводы по второй главе: Российские просветители второй половины XVIII в., веря во всесилие просвещения в деле общественного преобразования, были убеждены, что существующее в обществе беззаконие, несправедливость зависят от уровня образованности и культуры людей.
Поэтому все, без исключения
они отводили воспитанию главенствующую роль; считали, что путём именно воспитания можно переделать любого человека независимо от его сословной принадлежности.
Основу воспитания
увидели в формировании высокообразованного, высоконравственного, 131
[стр. 157]

«женщина благоразумная и добродетельная есть зрелище самое восхитительнейшее, какое только природа представить может взорам нашим» (4,415); «человек становиться таковым, каков он есть, или действием собственных своих испытаний, или от других оные получая; воспитание его образует» (4.422); «человек родится в невежестве, но не в заблуждении» (4,427); «не погашайте любопытство детей ваших или питомцев» (4,314); «упражняйте детей ваших или воспитанников в употреблении чувств, научайте их чувствовать справедливо» (4,314); «внутренняя склонность всегда готова раскрыться в нас, надобно токмо удачно тронуть её» (4,351); «дети любопытны и восприимчивы.
Не все смотрят они с примечанием и всему стараются подражать»
(4,357); «нет нужды власть родительскую делать беспредельную» (4,392); «всё действует на человека.
Пиша его и питие, внешняя стужа итеплота, воздух, служащий дыханию нашему...
электрическая и магнитная сила, даже самый свет»
(4,394); «нет другого соперника нищеты, как труд и прилежание» (4,205); «труд есть должность наша и твердейший щит против порока.
Ленивый и праздный человек, есть бесполезное бремя земли и гнилой человек общества»
(4,203); Вот некоторые идеи, высказанные просветителями, которые легли в основу теории семейного воспитания, успешно разрабатываемую в XIX в.
отечественной педагогической мыслью.
Выводы по главе.
Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что русские просветители второй половины XVIII в.
веря во всесилие просвещения в деле общественного преобразования, были убеждены, что существующее в
157

[стр.,158]

обществе беззаконие, несправедливость зависят от уровня образованности и культуры людей.
Поэтому все, без исключения,
отводили воспитанию главенствующую роль; считали, что путём именно воспитания можно переделать любого человека независимо от его сословной принадлежности.
Основу воспитания
видели в формировании высокообразованного, высоконравственного, трудолюбивого, физически здорового человека, который своей активной деятельностью будет содействовать развитию государства.
Таким образом, проблема человека, проблема личности становится той центральной, вокруг которой ведутся дискуссии, споры.
Эта тема интересовала представителей буквально всех отраслей человеческих знаний.
Анализ историко-педагогических источников доказывает, что именно XVIII в.
утвердил человека как великую ценность мира; именно XVIII в.
утверждает новую концепцию человека, новое решение проблемы личности.
Человек перестаёт быть источником греховности.
Он активно действующая личность, ценная сама по себе.
Больше всего ценился человек за «услуги Отечеству», когда именно общественная польза, ум, храбрость могли возвести человека на одну из самых высоких ступеней социальной лестницы.
Тогда же стала обнаруживаться и другая истина: богатство человека не в его общественном положении, не в социальной принадлежности к господствующему классу, а в его личности.
Впервые во второй половине XVIII в.
человек был представлен как сложный и противоречивый организм, как процесс борьбы внутренних и внешних качеств, соотношение которых делало его личностью.
Среди факторов формирования личности выступают: наследственность, среда, воспитание.
Воспитание рассматривалось просветителями с широких социальных позиций.
Процесс воспитания представлял интерес не только для родителей, но и для общества.
Каждый человек с момента появления на свет оказывается не только в семье, а в атмосфере, созданной поколениями людей.
Таким образом, на формирование личности влияет среда, в которой она развивается.
Семья, в свою очередь, является именно той микросредой, в 158

[Back]