Проверяемый текст
Троян, Инна Игоревна; Педагогическая мысль России второй половины XVIII века о воспитании детей в семье (Диссертация 1999)
[стр. 133]

половины XVIII в.
были сторонниками общественного
воспитания, семье отводили основную роль в этом процессе.
Семья, как один из феноменов социальной жизни, является самым долговечным «учреждением»,
т.к.
она выступает источником самой высокой сферы жизни человека патриотизма, любви к своему Отечеству,
чувства Родины.
Именно в семье можно сохранить, по мнению просветителей, любовь к родителям; воспитать все те добродетели, которые необходимы для семейного счастья и счастья вообще.
Реальные надежды по применению в жизнь своих педагогических идей просветители связывали с семьёй, а воспитание в ней представляли как основную общественную обязанность родителей.
Впервые в отечественной педагогике, именно во второй половине XVIII в., выдвигается идея об обязанностях и гражданском долге родителей в процессе воспитания детей.
Родители должны воспитывать нравственно, физически, умственно развитого ребёнка, т.к.
это отвечало основной цели воспитания формирование всесторонне развитой личности.
Исходя их цели семейного воспитания, просветители того периода раскрыли его содержание.
Большинство педагогов, следуя общественной идеологии, на первое место выдвигали нравственное воспитание, ставя его в прямую зависимость от физического и трудового.

Мысль о приоритете умственного воспитания (Н.И.Новиков); разработка вопросов эстетического воспитания была, на наш взгляд, наиболее прогрессивной.
Для успешного семейного воспитания необходимо было соблюдение следующих условий: авторитет родителей;
внутренний распорядок жизни в семье; 133
[стр. 119]

счастливого человека.
Понятия «счастливый человек» и «полезный гражданин» у Новикова синонимичны.
Счастливым может быть человек, имеющий разумный ум, высокую нравственность, отдающий себя на благо общества.
Только тогда он полезный гражданин.
Собственно, сколько полезен человек, столько он счастлив.
Н.И.Новиков, как философ, поставив в центр своей педагогики концепцию человека, заявил во весь голос о гуманизации воспитания.
Не менее прогрессивно для того времени, к тому же в противовес официальной педагогике, прозвучала цель А.Н.Радищева воспитание «истинного сына Отечества», который должен быть свободным.
Так как, по мнению Радищева, все люди от природы свободны, то и сыном Отечества может быть только свободный человек.
В достижении столь гуманной цели воспитания просветители ведущее место в этом процессе отводят семье.
Третьим фактором формирования личности выступает среда.
Семья, в свою очередь, есть микросреда, в которой происходит развитие ребенка.
Семья одно из самых удивительных явлений, в котором начинается, развивается, зреет повседневное бытие человека.
Семья, как один из феноменов социальной жизни, является самым долговечным «учреждением»
и объяснения этому следует искать в том, что она выступает источником самой высокой сферы жизни человека патриотизма, любви к своему Отечеству, чувство Родины.
При должной организации воспитания детей русские просветители отдавали предпочтение воспитанию общественному, т.к.
оно, по их мнению, располагало большими возможностями для подготовки к жизни в обществе.
Однако, этим они ни в коей мере не умаляли роль и значение семьи в воспитании детей.
«...Сие первоначальное воспитание (речь идёт о семье) предопределяет в воспитавающемся те существенные способности, которые производят влияние на всё продолжение жизни (4,411).
Несмотря на то, что все просветители второй половины XVIII в.
были сторонниками общественного
или публичного воспитания, они всё же признавали ведущую роль семьи, т.к.
именно в семье начинает осуществляться воспитание детей до поступления в 119

[стр.,159]

которой закладывается фундамент личности.
Несмотря на то, что все просветители второй половины XVIII в.
были сторонниками общественного воспитания, семье отводили основную роль в этом процессе.
Семья, как один из феноменов социальной жизни, является самым долговечным «учреждением», т.к.
она выступает источником самой высокой сферы жизни человека патриотизма, любви к своему Отечеству, чувства Родины.
Именно в семье можно сохранить, по мнению просветителей, любовь к родителям; воспитать все те добродетели, которые необходимы для семейного счастья и счастья вообще.
Реальные надежды по применению в жизнь своих педагогических идей просветители связывали с семьёй, а воспитание в ней представляли как основную общественную обязанность родителей.
Впервые в отечественной педагогике, именно во второй половине XVIII в., выдвигается идея об обязанностях и гражданском долге родителей в процессе воспитания детей.
Родители должны воспитывать нравственно, физически, умственно развитого ребёнка, т.к.
это отвечало основной цели воспитания формирование всесторонне развитой личности.
Исходя их цели семейного воспитания, просветители того периода раскрыли его содержание.
Большинство педагогов, следуя общественной идеологии, на первое место выдвигали нравственное воспитание, ставя его в прямую зависимость от физического и трудового.
Мысль о приоритете умственного воспитания (Н.И.Новиков); разработка вопросов эстетического воспитания была, на наш взгляд, наиболее прогрессивной.
Для успешного семейного воспитания необходимо было соблюдение следующих условий: авторитет родителей;
межличностные отношения (супружеские, родители и дети); единство требований родителей к детям; * * режим жизни, распорядок семейного уклада; педагогическая образованность родителей, их просвещённость.
159

[стр.,164]

“воспитание” в XVIII в.
позволила включить его в словарь российской академии в 1806 году.
Воспитание рассматривалось просветителями с широких социальных позиций.
Каждый человек с момента появления на свет оказывался не просто в семье, а в атмосфере, созданной поколениями людей.
Семья является именно той микросредой, в которой закладывается фундамент личности.
Впервые в отечественной педагогике выдвигается идея об обязанностях и гражданском долге родителей в воспитании детей.
Разрабатывая вопросы содержания воспитания, мыслители обстоятельно показывают, в чем должно состоять физическое развитие ребенка, какие душевные добродетели должно воспитывать и зачем образовывать ум ребенка.
Однако нет единой позиции в определении приоритета содержательного компонента семейного воспитания при выстраивании иерархии целей и задач, в то время как большинство педагогов, следуя общественной идеологии, на первое место выдвигали нравственное воспитание, ставя его в прямую зависимость от физического и трудового.
Просветители исследуемого периода не ограничивались лишь декларациями о должном и нужном, о возможном и необходимом.
Они сделали удачную попытку обозначить условия успешного воспитания детей в семье, прекрасно осознавая, что именно семья с существующими в ней взаимоотношениями между родителями и детьми первая школа интеллектуального, нравственного, эстетического, физического, патриотического воспитания.
Для успешного семейного воспитания необходимо было соблюдение следующих условий: авторитет родителей;
межличностные отношения (супружеские, родители и дети) единство требований родителей к детям; режим жизни, распорядок семейного уклада; педагогическая образованность родителей, их просвещенность.
164

[Back]