литературе, которая выступает важнейшим источником педагогического знания, отражая очевидное. Объектом исследования является семья дворянская и крестьянская. Нами взяты два полюса общества Екатерины II не случайно. Основную массу населения России того периода составляли крестьяне (63,2%), а дворяне всего 1%. Если крестьяне сохраняли традиционные особенности русского быта, то дворяне, став просвещённой частью общества, несли в себе новые начала. 3.1. Крест ьянские традиции семейного воспитания В области изучения истории крестьянства русская историческая наука имеет более чем двухвековую традицию (Б.Д.Греков). Начиная от В.Н.Татищева, который по праву может считаться первым историком русского крестьянства, и кончая трудами современных исследователей (ЛН.Пушкарёв, В.А.Александров, М.М.Громыко, Б.Д.Греков), история крестьянства в России на всём протяжении развития русской исторической мысли являлась одной из центральных проблем русской историографии, привлекая внимание и служа предметом исследования наиболее выдающихся русских историков XVIII-XIX и XX веков. Такой интерес к истории России XVIII-XX веков. Современная историческая наука получила дореволюционных историков огромное наследство в виде литературы по истории крестьян в России. Бесспорна научная ценность этого наследства. Наиболее ярким показателем достижения дворянскобуржуазной историографии в изучении русского крестьянства могут служить работы В.О.Ключевского, Н.И.Костомарова, В.И.Семевского и др. Во второй половине XIX начале XX в. вопросом жизни крестьянской семьи и семейного воспитания занимались Л.Н.Толстой, С.А.Рачинский, Н.Ф.Бунаков. В 20-е гг. XX в. изучение народной педагогики связано с именем Г.С.Виноградова, который представил её как систему, изучал 137 |
определялось положением каждого сословия в обществе, материальными возможностями, бытом, строем нравственных, религиозных, эстетических, собственно педагогических представлений, складывавшихся веками предшествующей жизни. Цель данной главы состоит в рассмотрении и анализе задач, содержания, методов, средств воспитания в дворянской и крестьянской семье; в выявлении того особенного, что связывало и рознило воспитание детей в двух наиболее полярных сословиях периода второй половины XVIII в. России. Основными источниками для достижения поставленной дели послужили исторические работы исследователей XVIII в., литература XVIII в., как художественная, так и нравоучительная, мемуарная, эпистолярная. Из научных трудов, посвященных историческому развитию России XVIII в., нами анализировались, в первую очередь, труды ведущих историков С.М.Соловьёва, В.О.Ключевского, которые касались не только основных событий XVIII в., но и показали русский быт и нравы, культуру страны. Из монографий наше внимание привлекли: «Русское провинциальное общество во второй половине XVIII века» Н.Д.Чучелина, «Нравы русского общества в Екатерининскую эпоху» И.А.Павленко и др. В этих работах авторы исследуют быт и нравы провинциального и столичного дворянства, влияние литературы на развитие русского общества, духовный мир человека, характеризуют его внешний облик. Особое место в данной главе мы отводим художественной и мемуарной литературе, которая выступает важнейшим источником педагогического знания, отражая очевидное. Объектом исследования является семья дворянская и крестьянская. Нами взяты два полюса общества Екатерины II не случайно. Основную массу населения России того периода составляли крестьяне (63,2%), а дворяне всего 1%. Если крестьяне сохраняли традиционные особенности русского быта, то дворяне, став просвещённой частью общества, несли в себе новые начала. 63 I 2.1.Крестьянские традиции семейного воспитания В области изучения истории крестьянства русская историческая наука имеет более чем двухвековую традицию (Б.Д.Греков). Начиная от В.Н.Татищева, который по праву может считаться первым историком русского крестьянства и кончая трудами современных исследователей (Л.Н.Пушкарёв, В.А.Александров, М.М.Громыко, Б.Д.Греков), история крестьянства в России на всём протяжении развития русской исторической мысли являлась одной из центральных проблем русской историографии, привлекая внимание и служа предметом исследования наиболее выдающихся русских историков ХУШ-Х1Х и XX веков. Такой интерес к истории русского крестьянства объясняется огромным значением крестьянского вопроса в политическом развитии России ХУШ-ХХ веков. Современная историческая наука получила от старых, дореволюционных историков огромное наследство в виде литературы по истории крестьян в России. Бесспорна научная ценность этого наследства. Наиболее ярким показателем достижения дворянско-буржуазной историографии в изучении русского крестьянства могут служить работы B.О.Ключевского, Н.И.Костомарова, В.И.Семевского и др. Во второй половине XIX начале XX в. вопросом крестьянской жизни семьи и семейного воспитания занимались Л.Н.Толстой, С.А.Рачинский, Н.Ф.Бунаков. В 20-е гг. XX в. изучение народной педагогики связано с именем Г.С.Виноградова, который представил её как систему, изучал практику психологической основы народного воспитания. В это же время история русского крестьянства привлекла внимание исследователей А.Е.Преснякова, C.Ф.Платонова. Значительный вклад в 50-70-х гг. XX в. внесли в разработку теоретического представления о народной педагогике такие, как Г.Н.Волков, В.Ф.Афанасьев и др. Общественное значение крестьян, по мнению вышеперечисленных историков, распадается на три времени: 1) От начала исторических известий о крестьянстве почти до XVI века. Крестьяне пользовались свободой перехода от одной земли на другую и от одного владельца к другому. 2) От конца XVI в. до 64 |