Проверяемый текст
Троян, Инна Игоревна; Педагогическая мысль России второй половины XVIII века о воспитании детей в семье (Диссертация 1999)
[стр. 138]

практику психологической основы народного воспитания.
В это же время история русского крестьянства привлекла внимание исследователей А.Е.Преснякова,
С.Ф.Платонова.
Значительный вклад в 50-70-х гг.
XX в.
внесли в разработку теоретического представления о народной педагогике
ПН.Волков, В.Ф.Афанасьев и др.
Общественное значение крестьян, по мнению вышеперечисленных историков, распадается на три времени:
I.
начала исторических известий о крестьянстве почти до XVI века.
Крестьяне пользовались свободой перехода от одной земли на другую и от одного владельца к другому.
2.
От конца XVI в.
до
второго десятилетия XVIII в.
крестьяне по закону
были прикреплены к земле, несмотря на это, пользовались во всех других отношениях правами свободных людей.
3.

В позднейшее время, начиная с первой ревизии (1719 г.) крестьяне постепенно обращались в крепостных людей, в полную собственность своих владельцев [14.С.62].
В царствование Екатерины II крепостное право достигло высшей точки развития.
Крестьяне к концу XVIII в.
вошли в состав недвижимых имений, и установление крепостного состояния сделалось юридическим.
В это же время, именно крестьянские и мещанские семьи преобладали по сравнению с другими сословиями.
В XVIII-XIX вв.
эта пропорция сохранялась.
Так, в XVIII в.
40 миллионов всего населения России составляли: 63,2% крепостные крестьяне, 3-4% горожане, 1% дворяне.
Крестьянское сословие делилось на две
труппы: владельческие крестьяне (помещичьи, дворцовые, монастырские) и государственные, хозяином которых было государство.
Из них помещичьих крестьян было 50,5%.
В целом крепостные составили почти 70% крестьянского и 63,2% всего населения
[73.С.6].
Анализ историко-педагогических исследований по крестьянской семье свидетельствует о преобладании работ, посвященных сибирскому
138
[стр. 64]

2.1.Крестьянские традиции семейного воспитания В области изучения истории крестьянства русская историческая наука имеет более чем двухвековую традицию (Б.Д.Греков).
Начиная от В.Н.Татищева, который по праву может считаться первым историком русского крестьянства и кончая трудами современных исследователей (Л.Н.Пушкарёв, В.А.Александров, М.М.Громыко, Б.Д.Греков), история крестьянства в России на всём протяжении развития русской исторической мысли являлась одной из центральных проблем русской историографии, привлекая внимание и служа предметом исследования наиболее выдающихся русских историков ХУШ-Х1Х и XX веков.
Такой интерес к истории русского крестьянства объясняется огромным значением крестьянского вопроса в политическом развитии России ХУШ-ХХ веков.
Современная историческая наука получила от старых, дореволюционных историков огромное наследство в виде литературы по истории крестьян в России.
Бесспорна научная ценность этого наследства.
Наиболее ярким показателем достижения дворянско-буржуазной историографии в изучении русского крестьянства могут служить работы B.О.Ключевского, Н.И.Костомарова, В.И.Семевского и др.
Во второй половине XIX начале XX в.
вопросом крестьянской жизни семьи и семейного воспитания занимались Л.Н.Толстой, С.А.Рачинский, Н.Ф.Бунаков.
В 20-е гг.
XX в.
изучение народной педагогики связано с именем Г.С.Виноградова, который представил её как систему, изучал практику психологической основы народного воспитания.
В это же время история русского крестьянства привлекла внимание исследователей А.Е.Преснякова,
C.Ф.Платонова.
Значительный вклад в 50-70-х гг.
XX в.
внесли в разработку теоретического представления о народной педагогике
такие, как Г.Н.Волков, В.Ф.Афанасьев и др.
Общественное значение крестьян, по мнению вышеперечисленных историков, распадается на три времени:
1) От начала исторических известий о крестьянстве почти до XVI века.
Крестьяне пользовались свободой перехода от одной земли на другую и от одного владельца к другому.
2) От конца XVI в.
до
64

[стр.,65]

второго десятилетия XVIII в.
Крестьяне по закону
прикреплены к земле, не смотря на это, пользовались во всех других отношениях правами свободных людей.
3)
Позднейшее время, начиная с первой ревизии (1719) крестьяне постепенно обращались в крепостных людей, в полную собственность своих владельцев (14,62).
В царствование Екатерины II крестьянское право достигло высшей точки развития.
Крестьяне к концу XVIII в.
вошли в состав недвижимых имений, и установление крепостного состояния сделалось юридическим.
В это же время, именно крестьянские и мещанские семьи преобладали по сравнению с другими сословиями.
В XVIII-XIX вв.
эта пропорция сохранялась.
Так, в XVIII в.
40 миллионов всего населения России составляли: 63,2% крепостные крестьяне, 3-4% горожане, 1% дворяне.
Крестьянское сословие делилось на две
группы: владельческие крестьяне (помещичьи, дворцовые, монастырские) и государственные, хозяином которых было государство.
Из них помещичьих крестьян было 50,5%.
В целом, крепостные составили почти 70% крестьянского и 63,2% всего населения
(73,6).
Анализ историко-педагогических исследований по крестьянской семье свидетельствует о преобладании работ, посвященных сибирскому
крестьянству (В.А.Александров, С.С.Щекина, Н.А.Миненко, Е.А.Зуева).
Для нас не является принципиальным преобладание работ такого содержания.
По своей форме, составу, структуре и обычаям сибирские крестьянские семьи мало, чем отличались от семейства крестьянского в Европейской России, т.е.
в принципе развивались повсеместно в рамках единого процесса.
Однако, стоит принять во внимание и слова Д.С.Лихачёва: «Самое главное, чем Север не может не тронуть сердца каждого русского человека, это то, что он самый русский.
Он не только д>шой русский, он русский тем, что сыграл выдающуюся роль в русской культуре» (164,7).
Таким образом, материалом для написания данного параграфа нам послужили работы именно по вопросам жизни сибирской крестьянской семьи и Поморья (2;13;163; 164;241;245).
65

[Back]