поведения и действия традицию. Поскольку традиционализм мы рассматриваем как главную особенность воспитания детей в крестьянской семье, нам необходимо определить сущность этого понятия. Традиции воспитания, как интегрированное явление, включали в свой состав обычаи, обряды, нормы поведения и т.д. В них был обобщён социальный опыт прежних поколений, их убеждения, взгляды, нравы, привычки, поддерживаемые общественным мнением. Посредством традиций создавались основы религиозного, нравственного, трудового, физического, эстетического воспитания детей в крестьянской семье. Традиция это элемент социального и культурного наследия, передающийся из поколения в поколение и сохраняющийся в определённых обществах, классах, социальных группах в течение длительного времени [26.С.01] Традиция социальный феномен, господствующий всюду. Традиция присуща всем сферам общественной жизни: экономике, политике, культуре, науке, быту, воспитанию. «Где существует человек, там существует и традиция. Нет у человека иного средства воспитания и культуры, кроме традиций» [26.C.66J С изменениями социально-политической ситуации в Российском государстве второй половины XVIII в., официальной идеологии, общественных возможностей и потребностей шёл процесс естественного отмирания ряда традиций или процесс их трансформации (Е.В.Марковичева). Наибольшей устойчивостью отличались традиции именно семейного воспитания на уровне организационного компонента (методов и форм) педагогического процесса, наименьшей на уровне содержательного компонента (задач и содержания). Необходимо отметить тот факт, что большинство традиций оказало определённое влияние на становление русской семейной педагогики как отрасли научно142 |
традиционностью всей жизни и культуры крестьянства. Основой всей крестьянской жизни всегда была семья. Она была практически единственным и главным воспитательным институтом в крестьянской среде. Именно в семье ребёнок усваивал основные элементы социального опыта, через старших членов семьи и осваивал определённые установки, нормы поведения, ценности, обычаи, обряды, чтобы потом передать их своим детям. Однако, информация о человеческом поведении не могла передаваться из поколения в поколение только в виде знаний, она предполагала конкретный образец, по которому человек мог действовать сам и оценивать действие других, т.е. общепринятый эталон поведения и действия традицию. Поскольку традиционализм мы рассматриваем как главную особенность воспитания детей в крестьянской семье, нам необходимо определить сущность этого понятия. Традиции воспитания, как интегрированное явление, включали в свой состав обычаи, обряды, нормы поведения и т.д. В них был обобщён социальный опыт прежних поколений, их убеждения, взгляды, нравы, привычки, поддерживаемые общественным мнением. Посредством традиций создавались основы религиозного, нравственного, трудового, физического, эстетического воспитания детей в крестьянской семье. Традиция (от латинского слова traditio передача) это элемент социального и культурного наследия, передающийся из поколения в поколение и сохраняющийся в определённых обществах, классах, социальных группах в течение длительного времени (26,61). Традиция социальный феномен, господствующий всюду. Традиция присуща всем сферам общественной жизни: экономике, политике, культуре, науке, быту, воспитанию. «Где существует человек, там существует и традиция. Нет у человека иного средства воспитания и культуры, кроме традиций» (26,66). С изменениями социально-политической ситуации в государстве второй половины XVIII в., официальной идеологии, общественных возможностей и потребностей шёл процесс естественного отмирания ряда традиций или процесс их трансформации (Е.В.Марковичева). Наибольшей устойчивостью 68 отличались традиции именно семейного воспитания на уровне организационного компонента (методов и форм) педагогического процесса, наименьшей на уровне содержательного компонента (задач и содержания). Необходимо отметить тот факт, что большинство традиций оказало определённое влияние на становление русской семейной педагогики как отрасли научно-педагогического знания. В частности, на определение некоторых принципов воспитания детей в семье: принцип опоры на детскую самостоятельность и активность; принцип единства воспитательных воздействий; принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей. И все же мы позволим себе на утверждение того, что, несмотря на серьёзные изменения в культурно-исторической ситуации России второй половины XVIII в., как на государственном уровне, так и на уровне семьи, крестьянское семейное воспитание не только не утратило тенденции к традиционализму, но и смогло сохранить воспитательные традиции, которые зародились задолго до этого периода. Изучение историко-педагогической литературы позволяет нам говорить о влиянии определённых факторов формирования и развития традиций воспитания в крестьянской семье. К таким факторам можно отнести: внутрисемейные отношения, религию, народное творчество, труд и др. Влияние этих факторов, на наш взгляд, взаимосвязано и взаимообусловлено. Рассматривая внутрисемейные отношения крестьян второй половины XVIII в., по нашему мнению, следует начать с взаимоотношений супругов. Дореволюционные авторы не щадили мрачных красок, характеризуя семейный быт крестьянства того периода: жены давились, топились, резались от жестокости мужей (Д.Н.Беликов). Однако, по утверждению Н.А.Миненко, эти и другие случаи не были нормой в их жизни. При наличии момента зависимости, подчинения в отношении супругов и откровенный произвол в крестьянских семьях был явлением ненормальным. Взаимной обязанностью у мужа и жены было соблюдение супружеской верности, что требовалось 69 |