Проверяемый текст
Троян, Инна Игоревна; Педагогическая мысль России второй половины XVIII века о воспитании детей в семье (Диссертация 1999)
[стр. 145]

Иногда в истории крестьянства были известны случаи, когда отцу и матери обстоятельства не позволяли вывести детей в «люди»; они отдавали их на усыновление в чужую семью.
Не всегда отдача детей в другие семьи позволяла прежним родителям сохранить какие-либо права на ребёнка.
Тем не
менее, анализ историко-педагогичекой литературы даёт нам право утверждать, что это всего лишь теневые стороны крестьянского семейного быта.
Появление их было обусловлено, на наш взгляд, тяжестью поборов со стороны государства, разорением части крестьянства.
Но рассматривать «заклад» детей как проявление отцовского деспотизма, думается, нет оснований.
Это была вынужденная жертва со стороны всей семьи.
В свою очередь, существовал ряд обязанностей у детей по отношению к родителям.
Главной обязанностью было почтение к родителям: «Помните дети, что после Бога, отец и мать первые благодетели ваши.
Сами собой вы не могли бы прожить и дня-другого»
[200.С.40].
Дети были обязаны «оказывать родителям чистосердечное почтение, послушание, отзываться о них с почтением и сносить родительские увещания и исправления терпеливо и без ропота»
[13.С.157].
Крестьянские дети являлись кормильцами своих состарившихся родителей.
Если дети отказывались от выполнения обязанностей, родители могли искать защиту у местных властей, но опять же, такие случаи были, но редко.
Обязанности детей друг к другу заключались во взаимной любви, согласии, дружбе.
Старшие помогали младшим, а те должны были за это почитать первых, да отслуживать им.
Дети должны любить не только родных братьев и сестёр, но и двоюродных.
Итак, кроме вышеперечисленных традиций, сложившихся на основе внутрисемейных отношений, можно, на наш взгляд, выделить соблюдение возрастных этапов при установлении отношений между родителями и детьми: малым детям прощались всякого рода шалости, а с детей старших спрашивали строго; учёт ранней
145
[стр. 70]

религией и законом.
Распутство одного из супругов считалось достаточным поводом для развода.
Закон требовал от супругов обязательного совместного проживания.
Супружеские конфликты иногда получали трагическую развязку: убийство, самоубийство, жестокие истязания более слабых.
Но это было не нормой.
И причина, на наш взгляд, была не в «грубости нравов», а тяжёлых условиях жизни крестьян.
Тем не менее, во взаимоотношениях супругов у крестьян господствовало уважение, забота, преданность и т.д.
Традиционные внутрисемейные отношения супругов были установлены православием, которое гласило: «первая обязанность христианских супругов взаимная любовь; тяжкий христианский грех побои жены мужем.
Муж должен быть уважительным и внимательным, так как она слабее его.
Жена должна повиноваться мужу, так как он глава её.
Повиновение должно быть не рабское, порождённое страхом, а свободное, сердечное, любовное» (200,26-29).
Православием также были установлены обязанности мужа и жены по отношению к детям, что должно было исполняться беспрекословно.
В первую очередь это любовь к детям: «не любить детей родителям неестественно, даже змея любит своих змеёнышей» (200,29).
Следующая обязанность попечение о детях.
Оно состояло, прежде всего, в христианском воспитании.
Воспитывая их для «Царствия Божьего», для жизни небесной надо было воспитывать их для жизни земной.
При этом выделялись следующие средства: забота о здоровье; забота об учении, образовании; воспитание честного человека; доброе воспитание требует кроткой обходительности (соединение родительской строгости с любовью); забота о собрании имущества для детей; забота о том, чтобы быть примером для детей своих «самое лучшее средство для воспитания детей добрыми в руках самих родителей, в добром родительском примере» (200,293).
Иногда в истории крестьянства были известны случаи, когда отцу и матери обстоятельства не позволяли вывести детей в «люди»; они отдавали их на усыновление в чужую семью.
Не всегда отдача детей в другие семьи позволяла прежним родителям сохранить какие-либо права на ребёнка.
Тем не
70

[стр.,71]

менее, анализ историко-педагогичекой литературы даёт нам право утверждать, что это всего лишь теневые стороны крестьянского семейного быта.
Появление их было обусловлено, на наш взгляд, тяжестью поборов со стороны государства, разорением части крестьянства.
Но рассматривать «заклад» детей как проявление отцовского деспотизма, думается, нет оснований.
Это была вынужденная жертва со стороны всей семьи.
В свою очередь, существовал ряд обязанностей у детей по отношению к родителям.
Главной обязанностью было почтение к родителям: «Помните дети, что после Бога, отец и мать первые благодетели ваши.
Сами собой вы не могли бы прожить и дня-другого»
(200,40).
Дети были обязаны «оказывать родителям чистосердечное почтение, послушание, отзываться о них с почтением и сносить родительские увещания и исправления терпеливо и без ропота»
(13,157).
Крестьянские дети являлись кормильцами своих состарившихся родителей, если дети отказывались от выполнения обязанностей, родители могли искать защиту у местных властей, но опять же, такие случаи были, но редко.
Обязанности детей друг к другу заключались во взаимной любви, согласии, дружбе.
Старшие помогали младшим, а те должны были за это почитать первых, да отслуживать им.
Дети должны любить не только родных братьев и сестёр, но и двоюродных.
Итак, кроме вышеперечисленных традиций, сложившихся на основе внутрисемейных отношений, можно, на наш взгляд, выделить соблюдение возрастных этапов при установлении отношений между родителями и детьми: малым детям прощались всякого рода шалости, а с детей старших спрашивали строго; учёт ранней
социально-половой ориентации; разделение воспитательных ролей и функций отца и матери; дифференцированный подход к воспитанию мальчиков и девочек.
Эта группа традиций носит достаточно специфический характер.
Современные внутрисемейные отношения принципиально отличны от

[Back]