Проверяемый текст
Троян, Инна Игоревна; Педагогическая мысль России второй половины XVIII века о воспитании детей в семье (Диссертация 1999)
[стр. 146]

социально-половой ориентации; разделение воспитательных ролей и функций отца и матери; дифференцированный подход к воспитанию мальчиков и девочек.
Эта группа традиций носит достаточно специфический характер.
Современные внутрисемейные отношения принципиально отличны от
отношений внутри крестьянской семьи, однако, многое в содержании этих традиций вполне приемлемо и в наши дни.
К традициям воспитания религиозно-нравственного характера, на наш взгляд, можно отнести
следующее: уважительное отношение к родителям, старшим членам семьи; почитание родительского дома; ответственность за судьбу вдов и сирот; милосердие, взаимопомощь, гостеприимство.
Все эти черты русского православного человека являлись той основой, которая определяла всю дальнейшую жизнь человека в крестьянской среде.

Востребованности этих традиций в наше время объясняется общечеловеческими нормами нравственности, заложенными православием.
Нравственность крестьянства формировала именно православная вера.
Крестьянские дети видели, как родители помогают соседям, подают нищим, принимают странников, ухаживают за стариками, больными, трудятся с утра до вечера.
Всё это оставалось в детской памяти.
Личный пример родителей оказывал решающее влияние на воспитание.
Следующим фактором, влияющим на формирование и развитие традиций воспитания в крестьянской семье второй половины XVIII в., был труд.
Самыми прогрессивными традициями всех народов были трудовые (Т.У.Сарсенбаева).
Они наиболее уступчивы и существуют столетиями, отражают прошлое и настоящее народа.
Трудовое воспитание всегда тесно
146
[стр. 71]

менее, анализ историко-педагогичекой литературы даёт нам право утверждать, что это всего лишь теневые стороны крестьянского семейного быта.
Появление их было обусловлено, на наш взгляд, тяжестью поборов со стороны государства, разорением части крестьянства.
Но рассматривать «заклад» детей как проявление отцовского деспотизма, думается, нет оснований.
Это была вынужденная жертва со стороны всей семьи.
В свою очередь, существовал ряд обязанностей у детей по отношению к родителям.
Главной обязанностью было почтение к родителям: «Помните дети, что после Бога, отец и мать первые благодетели ваши.
Сами собой вы не могли бы прожить и дня-другого» (200,40).
Дети были обязаны «оказывать родителям чистосердечное почтение, послушание, отзываться о них с почтением и сносить родительские увещания и исправления терпеливо и без ропота» (13,157).
Крестьянские дети являлись кормильцами своих состарившихся родителей, если дети отказывались от выполнения обязанностей, родители могли искать защиту у местных властей, но опять же, такие случаи были, но редко.
Обязанности детей друг к другу заключались во взаимной любви, согласии, дружбе.
Старшие помогали младшим, а те должны были за это почитать первых, да отслуживать им.
Дети должны любить не только родных братьев и сестёр, но и двоюродных.
Итак, кроме вышеперечисленных традиций, сложившихся на основе внутрисемейных отношений, можно, на наш взгляд, выделить соблюдение возрастных этапов при установлении отношений между родителями и детьми: малым детям прощались всякого рода шалости, а с детей старших спрашивали строго; учёт ранней социально-половой ориентации; разделение воспитательных ролей и функций отца и матери; дифференцированный подход к воспитанию мальчиков и девочек.
Эта группа традиций носит достаточно специфический характер.
Современные внутрисемейные отношения принципиально отличны от


[стр.,72]

отношений внутри крестьянской семьи, однако, многое в содержании этих традиций вполне приемлемо и в наши дни.
К традициям воспитания религиозно-нравственного характера, на наш взгляд, можно отнести
следующие: уважительное отношение к родителям, старшим членам семьи; почитание родительского дома; ответственность за судьбу вдов и сирот; милосердие, взаимопомощь, гостеприимство.
Все эти черты русского православного человека являлись той основой, которая определяла всю дальнейшую жизнь человека в крестьянской среде.

Востребованность этих традиций в наше время объясняется общечеловеческими нормами нравственности, заложенными православием.
Нравственность крестьянства формировала именно православная вера.
Крестьянские дети видели, как родители помогают соседям, подают нищим, принимают странников, ухаживают за стариками, больными, трудятся с утра до вечера.
Всё это оставалось в детской памяти.
Личный пример родителей оказывал решающее влияние на воспитание.
Следующим фактором, влияющим на формирование и развитие традиций воспитания в крестьянской семье второй половины XVIII в., был труд.
Самыми прогрессивными традициями всех народов были трудовые (Т.У.Сарсенбаева).
Они наиболее уступчивы и существуют столетиями, отражают прошлое и настоящее народа.
Трудовое воспитание всегда тесно
связано с жизненно-бытовыми условиями семьи, её хозяйственным положением и родом занятия родителей.
Приучение детей к сельскохозяйственным работам и домашним занятиям начиналось очень рано и поэтапно.
Родители включали детей в трудовую деятельность с учётом их возраста, сил, возможностей семьи.
Овладевая основными видами крестьянского труда, подростки были психологически готовы к труду, понимали, что единственно верный путь в жизни трудовой.
Дети с ранних лет 72

[Back]