связано с жизненно-бытовыми условиями семьи, её хозяйственным положением и родом занятия родителей. Приучение детей к сельскохозяйственным работам и домашним занятиям начиналось очень рано и поэтапно. Родители включали детей в трудовую деятельность с учётом их возраста, сил, возможностей семьи. Овладевая основными видами крестьянского труда, подростки были психологически готовы к труду, понимали, что единственно верный путь в жизни трудовой. Дети с ранних лет трудились не только рядом, а вместе со взрослыми (В.Т.Литвинцева). Раннее приучение к труду было связано не только с потребностью крестьянских хозяйств в дополнительных рабочих руках, но и с соображениями чисто воспитательного порядка. Опыт подсказывал крестьянам, что если ребёнок «сызмальства» не принимает участие в сельских занятиях, то в дальнейшем он уже не имеет к ним «усердствующей способности» [14. .134]. Если производственные навыки могли передаваться и в старшем возрасте, то привычка к труду должна приобретаться с раннего возраста. Трудовое воспитание было вплетено в сам процесс жизни и деятельности семьи. У крестьян в данном случае не было воспитательных средств, отличных от отношений в реальной жизни. Однако, дело не сводилось к простому подражанию старшим. Имели место и наставления родителей, учебные примеры. Дети учились сами, присматриваясь к занятиям родителей и, вместе с тем, последние специально занимались приучением детей к той или иной деятельности. Трудовое воспитание мальчиков находилось на ответственности отца, старших братьев или других мужчин. Девочка же целиком находилась на попечении матери и с её помощью усваивала все необходимые для будущей хозяйки навыки. Трудовое воспитание включало также и 147 |
отношений внутри крестьянской семьи, однако, многое в содержании этих традиций вполне приемлемо и в наши дни. К традициям воспитания религиозно-нравственного характера, на наш взгляд, можно отнести следующие: уважительное отношение к родителям, старшим членам семьи; почитание родительского дома; ответственность за судьбу вдов и сирот; милосердие, взаимопомощь, гостеприимство. Все эти черты русского православного человека являлись той основой, которая определяла всю дальнейшую жизнь человека в крестьянской среде. Востребованность этих традиций в наше время объясняется общечеловеческими нормами нравственности, заложенными православием. Нравственность крестьянства формировала именно православная вера. Крестьянские дети видели, как родители помогают соседям, подают нищим, принимают странников, ухаживают за стариками, больными, трудятся с утра до вечера. Всё это оставалось в детской памяти. Личный пример родителей оказывал решающее влияние на воспитание. Следующим фактором, влияющим на формирование и развитие традиций воспитания в крестьянской семье второй половины XVIII в., был труд. Самыми прогрессивными традициями всех народов были трудовые (Т.У.Сарсенбаева). Они наиболее уступчивы и существуют столетиями, отражают прошлое и настоящее народа. Трудовое воспитание всегда тесно связано с жизненно-бытовыми условиями семьи, её хозяйственным положением и родом занятия родителей. Приучение детей к сельскохозяйственным работам и домашним занятиям начиналось очень рано и поэтапно. Родители включали детей в трудовую деятельность с учётом их возраста, сил, возможностей семьи. Овладевая основными видами крестьянского труда, подростки были психологически готовы к труду, понимали, что единственно верный путь в жизни трудовой. Дети с ранних лет 72 трудились не только рядом, а вместе с взрослыми (В.Т.Литвинцева). Раннее приучение к труду было связано не только с потребностью крестьянских хозяйств в дополнительных рабочих руках, но и с соображениями чисто воспитательного порядка. Опыт подсказывал крестьянам, что если ребёнок «сызмальства» не принимает участие в сельских занятиях, то в дальнейшем он уже не имеет к ним «усердствующей способности» (14,134). Если производственные навыки могли передаваться и в старшем возрасте, то привычка к труду должна приобретаться с раннего возраста. Трудовое воспитание было вплетено в сам процесс жизни и деятельности семьи. У крестьян в данном случае не было воспитательных средств, отличных от отношений в реальной жизни. Однако, дело не сводилось к простому подражанию старшим. Имели место и наставления родителей, учебные примеры. Дети учились сами, присматриваясь к занятиям родителей и, вместе с тем, последние специально занимались приучением детей к той или иной деятельности. Трудовое воспитание мальчиков находилось на ответственности отца, старших братьев или других мужчин. Девочка же целиком находилась на попечении матери и с её помощью усваивала все необходимые для будущей хозяйки навыки. Трудовое воспитание включало также и привитие определенных моральных качеств: любви к труду, уважение к трудящимся людям и т.д. Установка на труд в современном семейном воспитании практически отсутствует (Е.В.Борисова). Такое положение, по нашему мнению, сложилось впоследствии изменений, произошедших в нашем обществе за последние годы, когда идеал трудящегося человека потерял свою значимость. А тем временем, именно этот идеал надо возрождать в процессе трудового воспитания детей в семье, и на помощь в этом деле должны прийти трудовые традиции воспитания в крестьянской семье второй половины XVIII века. Наконец, последний, нами выделенный, фактор народное творчество. Погружение детей в фольклорную среду начиналось с рождения и 73 |