Проверяемый текст
Троян, Инна Игоревна; Педагогическая мысль России второй половины XVIII века о воспитании детей в семье (Диссертация 1999)
[стр. 148]

привитие определенных моральных качеств: любви к труду, уважение к трудящимся людям и т.д.
Установка на труд в современном семейном воспитании практически отсутствует (Е.В.Борисова).
Такое положение, по нашему мнению, сложилось впоследствии изменений, произошедших в нашем обществе за последние годы, когда идеал трудящегося человека потерял свою значимость.
А тем временем, именно этот идеал надо возрождать в процессе трудового воспитания детей в семье, и на помощь в этом деле должны прийти трудовые традиции воспитания в крестьянской семье второй половины XVIII века.
Наконец, последний, нами выделенный, фактор народное творчество.
Погружение детей в фольклорную среду начиналось с рождения и
продолжалось в течение всей жизни.
Семья в этом смысле имела решающее значение в приобщении детей к разным жанрам фольклора.
Особенной чертой русского фольклора является его педагогичность: не было специальных детских жанров, но воспитательное влияние его трудно переоценить.
Фольклор не только знакомит детей с окружающим миром, но и внушает нравственные правила, нормы поведения, является средством эстетического воспитания.
Примером тому служат народные пословицы.
Народной пословице издавна были присущи эстетические проблемы.
Главной целью такой пословицы было закрепление и передача определённых норм поведения.
Необходимо заметить тот факт, что какой бы тематики не касалась пословица, о чём бы она не говорила, в ней постоянно присутствует подспудно нравственная функция, моральнодидактическое поучение.
Крестьянская пословица поощряла трудолюбие и осуждала праздность, воспитывала стремление добыть себе уважение в обществе: «Добрая слава золотое ожерелье».

148
[стр. 73]

трудились не только рядом, а вместе с взрослыми (В.Т.Литвинцева).
Раннее приучение к труду было связано не только с потребностью крестьянских хозяйств в дополнительных рабочих руках, но и с соображениями чисто воспитательного порядка.
Опыт подсказывал крестьянам, что если ребёнок «сызмальства» не принимает участие в сельских занятиях, то в дальнейшем он уже не имеет к ним «усердствующей способности» (14,134).
Если производственные навыки могли передаваться и в старшем возрасте, то привычка к труду должна приобретаться с раннего возраста.
Трудовое воспитание было вплетено в сам процесс жизни и деятельности семьи.
У крестьян в данном случае не было воспитательных средств, отличных от отношений в реальной жизни.
Однако, дело не сводилось к простому подражанию старшим.
Имели место и наставления родителей, учебные примеры.
Дети учились сами, присматриваясь к занятиям родителей и, вместе с тем, последние специально занимались приучением детей к той или иной деятельности.
Трудовое воспитание мальчиков находилось на ответственности отца, старших братьев или других мужчин.
Девочка же целиком находилась на попечении матери и с её помощью усваивала все необходимые для будущей хозяйки навыки.
Трудовое воспитание включало также и привитие определенных моральных качеств: любви к труду, уважение к трудящимся людям и т.д.
Установка на труд в современном семейном воспитании практически отсутствует (Е.В.Борисова).
Такое положение, по нашему мнению, сложилось впоследствии изменений, произошедших в нашем обществе за последние годы, когда идеал трудящегося человека потерял свою значимость.
А тем временем, именно этот идеал надо возрождать в процессе трудового воспитания детей в семье, и на помощь в этом деле должны прийти трудовые традиции воспитания в крестьянской семье второй половины XVIII века.
Наконец, последний, нами выделенный, фактор народное творчество.
Погружение детей в фольклорную среду начиналось с рождения и
73

[стр.,74]

продолжалось в течение всей жизни.
Семья в этом смысле имела решающее значение в приобщении детей кразным жанрам фольклора.
Особенной чертой русского фольклора является его педагогичность: не было специальных детских жанров, но воспитательное влияние его трудно переоценить.
Фольклор не только знакомит детей с окружающим миром, но и внушает нравственные правила, нормы поведения, является средством эстетического воспитания.
Примером тому служат народные пословицы.
Народной пословице издавна были присущи эстетические проблемы.
Главной целью такой пословицы было закрепление и передача определённых норм поведения.
Необходимо заметить тот факт, что какой бы тематики не касалась пословица, о чём бы она не говорила, в ней постоянно присутствует подспудно нравственная функция, морально-дидактическое поучение.
Крестьянская пословица поощряла трудолюбие и осуждала праздность, воспитывала стремление добыть себе уважение в обществе: «Добрая слава золотое ожерелье».

Особо следует сказать о значении пословицы в воспитании уважения к старшим.
Большая их часть носит общеморальный характер.
«Старого воробья на мякине не проманешь», социально неопределённая, но есть и такие, которые свидетельствуют о крестьянском их происхождении: «Стар борозды не испортит».
В пословице отмечается возрастная дифференциация форм приветствия младших членов семьи: «Поклон человека не портит», подчеркивается несовершенство молодого человека: «Молод виноград, да зелен, а млад ум некрепок».
Особенно много пословиц посвященных раскрытию нравственноэтических начал в семейно-родственных отношениях (Л.Н.Пушкарев).
Рождение детей в семье рассматривается пословицей как закономерное явление, хотя и выражено довольно откровенно: «Спать двоим быть третьему».
Большое место в пословице занимает оценка любви как нравственной основы брачных отношений: «Любовь любит единность».
Брак заключается на всю жизнь: «Жена не сапог: не скинешь».
74

[Back]