Проверяемый текст
Троян, Инна Игоревна; Педагогическая мысль России второй половины XVIII века о воспитании детей в семье (Диссертация 1999)
[стр. 149]

Особо следует сказать о значении пословицы в воспитании уважения к старшим.
Большая их часть носит общеморальный характер.
«Старого воробья на мякине не проманешь», социально неопределённая, но есть и такие, которые свидетельствуют о крестьянском их происхождении: «Стар
конь борозды не испортит».
В пословице отмечается возрастная дифференциация форм приветствия младших членов семьи: «Поклон человека не портит», подчеркивается несовершенство молодого человека: «Молод виноград, да зелен, а млад ум некрепок».
Особенно много пословиц посвященных раскрытию нравственноэтических начал в семейно-родственных отношениях
(Л.НЛушкарев).
Рождение детей в семье рассматривается пословицей как закономерное явление, хотя и выражено довольно откровенно: «Спать двоим быть третьему».
Большое место в пословице занимает оценка любви как нравственной основы брачных отношений: «Любовь любит единность».
Брак заключается на всю жизнь: «Жена не сапог: не скинешь».

Типичным для внутрисемейных отношений было постоянное подчинение жены воле мужа, его авторитету, причём это рассматривалось как проявление любви: «Любить жену держать в грозе».
С горечью говорит крестьянская пословица о положении женщины в семье: «Женский быт, всегда он бит».
Показательно, что в народном сознании оправдывались побои жены, но не в коем случае не матери.
Несмотря на власть мужа, его побои, его видимое первенство; несмотря на все это, все-таки настоящей главой семьи является женщина (Л.Н.Пушкарёв).
Довольно подробно говорит пословица о женщинематери: «Другой матери не будет».
Мать единственный человек в семье, на которого не распространялась власть отца хозяина крестьянского рода: «И батька в матке иногда не волен».
Именно мать была мерилом поведения в быту и труде: «Какова мать, таковы и дочери».

149
[стр. 74]

продолжалось в течение всей жизни.
Семья в этом смысле имела решающее значение в приобщении детей кразным жанрам фольклора.
Особенной чертой русского фольклора является его педагогичность: не было специальных детских жанров, но воспитательное влияние его трудно переоценить.
Фольклор не только знакомит детей с окружающим миром, но и внушает нравственные правила, нормы поведения, является средством эстетического воспитания.
Примером тому служат народные пословицы.
Народной пословице издавна были присущи эстетические проблемы.
Главной целью такой пословицы было закрепление и передача определённых норм поведения.
Необходимо заметить тот факт, что какой бы тематики не касалась пословица, о чём бы она не говорила, в ней постоянно присутствует подспудно нравственная функция, морально-дидактическое поучение.
Крестьянская пословица поощряла трудолюбие и осуждала праздность, воспитывала стремление добыть себе уважение в обществе: «Добрая слава золотое ожерелье».
Особо следует сказать о значении пословицы в воспитании уважения к старшим.
Большая их часть носит общеморальный характер.
«Старого воробья на мякине не проманешь», социально неопределённая, но есть и такие, которые свидетельствуют о крестьянском их происхождении: «Стар
борозды не испортит».
В пословице отмечается возрастная дифференциация форм приветствия младших членов семьи: «Поклон человека не портит», подчеркивается несовершенство молодого человека: «Молод виноград, да зелен, а млад ум некрепок».
Особенно много пословиц посвященных раскрытию нравственноэтических начал в семейно-родственных отношениях
(Л.Н.Пушкарев).
Рождение детей в семье рассматривается пословицей как закономерное явление, хотя и выражено довольно откровенно: «Спать двоим быть третьему».
Большое место в пословице занимает оценка любви как нравственной основы брачных отношений: «Любовь любит единность».
Брак заключается на всю жизнь: «Жена не сапог: не скинешь».

74

[стр.,75]

Типичным для внутрисемейных отношений было постоянное подчинение жены воле мужа, его авторитету, причём это рассматривалось как проявление любви: «Любить жену держать в грозе».
С горечью говорит крестьянская пословица о положении женщины в семье: «Женский быт, всегда он бит».
Показательно, что в народном сознании оправдывались побои жены, но не в коем случае не матери.
Несмотря на власть мужа, его побои, его видимое первенство; несмотря на все это, все-таки настоящей главой семьи является женщина (Л.Н.Пушкарёв).
Довольно подробно говорит пословица о женщине-матери: «Другой матери не будет».
Мать единственный человек в семье, на которого не распространялась власть отца хозяина крестьянского рода: «И батька в матке иногда не волен».
Именно мать была мерилом поведения в быту и труде: «Какова мать, таковы и дочери».

Детям в пословице отводилось значительное место: «Будут дети будет и все».
Крепкая семья это семья многодетная.
Крестьяне всегда больше ценили первых детей: «Первые детки соколятки, а последние воронятки».
Конечно, и в крестьянской семье дети бывали разные.
Пословица осуждала тех детей, которые не ценили родительской заботы и вырастая забывали о них: «Отцово сердце в сыне, а сыновье в камне».
В современном семейном воспитании использование фольклора сужено.
Необходимость возрождения традиционных форм общения родителей с детьми посредством фольклора объясняется его значительным воспитательным потенциалом.
Таким образом, анализ историко-педагогической литературы показал, что основными факторами, влияющими на формирование, развитие традиций воспитания в крестьянской семье являются: внутрисемейные отношения, религия, устное народное творчество и труд.
Воспитательные традиции, как отмечалось выше, характеризовались определённой устойчивостью на фоне социально-экономических, политических изменений в России второй половины XVIII века.

[Back]