Детям в пословице отводилось значительное место: «Будут дети будет и все». Крепкая семья это семья многодетная. Крестьяне всегда больше ценили первых детей: «Первые детки соколятки, а последние воронятки». Конечно, и в крестьянской семье дети бывали разные. Пословица осуждала тех детей, которые не ценили родительской заботы и вырастая забывали о них: «Отцово сердце -в сыне, а сыновье в камне». В современном семейном воспитании использование фольклора сужено. Необходимость возрождения традиционных форм общения родителей с детьми посредством фольклора объясняется его значительным воспитательным потенциалом. Таким образом, анализ историкопедагогической литературы показал, что основными факторами, влияющими на формирование, развитие традиций воспитания в крестьянской семье являются: внутрисемейные отношения, религия, устное народное творчество и труд. Воспитательные традиции, как отмечалось выше, характеризовались определённой устойчивостью на фоне социально-экономических, политических изменений в России второй половины XVIII века. Семейное воспитание второй половины XVTO в. России выросло из педагогических идей и практики семейного воспитания предыдущего периода. При этом, можно говорить о практически полном слиянии идей церковно-учительских и идей народной педагогики. Противоречия, естественно сохранившиеся, служили источником развития практики семейного воспитания. Слияние это, по мнению Е.В.Марковичевой, происходит в период петровских времён. К этому моменту общественные требования к устройству родителями жизни детей стали жёстче, закрепляется патриархальный характер семейных отношений. Семья по-прежнему 150 |
Типичным для внутрисемейных отношений было постоянное подчинение жены воле мужа, его авторитету, причём это рассматривалось как проявление любви: «Любить жену держать в грозе». С горечью говорит крестьянская пословица о положении женщины в семье: «Женский быт, всегда он бит». Показательно, что в народном сознании оправдывались побои жены, но не в коем случае не матери. Несмотря на власть мужа, его побои, его видимое первенство; несмотря на все это, все-таки настоящей главой семьи является женщина (Л.Н.Пушкарёв). Довольно подробно говорит пословица о женщине-матери: «Другой матери не будет». Мать единственный человек в семье, на которого не распространялась власть отца хозяина крестьянского рода: «И батька в матке иногда не волен». Именно мать была мерилом поведения в быту и труде: «Какова мать, таковы и дочери». Детям в пословице отводилось значительное место: «Будут дети будет и все». Крепкая семья это семья многодетная. Крестьяне всегда больше ценили первых детей: «Первые детки соколятки, а последние воронятки». Конечно, и в крестьянской семье дети бывали разные. Пословица осуждала тех детей, которые не ценили родительской заботы и вырастая забывали о них: «Отцово сердце в сыне, а сыновье в камне». В современном семейном воспитании использование фольклора сужено. Необходимость возрождения традиционных форм общения родителей с детьми посредством фольклора объясняется его значительным воспитательным потенциалом. Таким образом, анализ историко-педагогической литературы показал, что основными факторами, влияющими на формирование, развитие традиций воспитания в крестьянской семье являются: внутрисемейные отношения, религия, устное народное творчество и труд. Воспитательные традиции, как отмечалось выше, характеризовались определённой устойчивостью на фоне социально-экономических, политических изменений в России второй половины XVIII века. представления о нравственности и сложившиеся в народной педагогике представления о труде и трудолюбии. Двойственность установок порождалась особенностями государственного и общественного устройства России времён Екатерины II, что естественно, отразилось и на процессе семейного воспитания в крестьянской семье данного периода. Так, патриархальная чрезмерная власть, доходящая до самодурства, сочеталась с попыткой строить семейную жизнь в любви, тиши, мире, согласии. В качестве одного из главных человеческих достоинств «Домострой» преподносил милосердие. Христианский идеал и идеал житейский или совпадали (в патриархальной, многопоколенной семье) или вступали в противоречие (малая семья). Однако, содержание, методы, средства, формы семейного воспитания не изменялись и оставались одинаковыми во всех типах семей. Между тем, можно найти свидетельства того, что в общественном сознании намечался всё больший разрыв между идеальным и реальным. Так, М.И.Демков приводит описание жизни блаженной Юлиании Лазаревской. Поведение блаженной, которая с детства верила в Бога, почитала сестёр и тётку, а смеху и «всякой игре» предпочитала рукоделие, молитвы и пост, осуждается и высмеивается её родственниками (52,82). В связи с этим, «Домострой» можно рассматривать как попытку церкви и государства сохранить христианские устои семейной жизни. «Домострой» как историко-педагогический памятник можно оценивать по-разному. С одной стороны, он стал именем нарицательным всякой косности, рутины, самоуправства, варварства семейных порядков и т.д. С другой стороны это образец мира и лада, всеобщей гармонии, верное руководство для спасения семьи, общества, государства во все времена. Семейное воспитание второй половины XVIII в. России выросло из педагогических идей и практики семейного воспитания предыдущего периода. При этом, можно говорить о практически полном слиянии идей церковноучительских и идей народной педагогики. Противоречия, естественно 79 сохранившиеся, служили источником развития практики семейного воспитания. Слияние это, по мнению Е.В.Марковичевой, происходит в период петровских времён. К этому моменту общественные требования к устройству родителями жизни детей стали жёстче, закрепляется патриархальный характер семейных отношений. Семья по-прежнему выступала основной школой трудового обучения. Передача профессии осуществлялась от отца к сыну, что с одной стороны способствовало наилучшему овладению профессией, с другой ограничивало свободу выбора ребёнка. Большинство традиций семейного воспитания предыдущего периода (до XVIII в.) сохранились вплоть до конца XIX века. По свидетельству ряда педагогов (П.Ф.Каптерев, Е.В.Водовозов и др.), границей между патриархальным воспитанием и воспитанием нового времени служит этап петровских реформ. Однако, после этого не последовало полного и кардинального изменения в практике семейного воспитания. В дворянской среде изменения были более ощутимы, а другие сословия меньше подвергались реформированию семьи. Сохранения в ХУИ-ХГХ вв., когда произошли большие изменения в социальном, политическом устройстве общества, когда меняется социальный заказ и рушатся нравы старого семейного уклада (М.М.Щербатов), можно объяснить. Семейные традиции продолжали функционировать, в основном, в крестьянской и мещанской среде. Дворяне пытались отказаться от традиционной системы семейного воспитания, что часто приводило или к отрицанию традиционализма как одной из главных особенностей семейного воспитания, или к потере духовных и культурных корней. Именно крестьянские семьи сохранили веками складывающиеся патриархальные отношения и характерный уклад семейной жизни и воспитания. В народе, как указывал Н.И.Новиков, сохранились лучшие «добродетели», нравы, положительные традиции воспитания детей. Об этом он писал в своих сатирических журналах. На страницах журналов и газет Новиков также отмечал, что образцом нравственного является семья крестьянина. Только крестьянские дети, по его мнению, обладают высокими национальными 80 |