Проверяемый текст
Троян, Инна Игоревна; Педагогическая мысль России второй половины XVIII века о воспитании детей в семье (Диссертация 1999)
[стр. 151]

выступала основной школой трудового обучения.
Передача профессии осуществлялась от отца к сыну, что с одной стороны способствовало наилучшему овладению профессией, с другой -ограничивало свободу выбора ребёнка.
Большинство традиций семейного воспитания предыдущего периода (до XVIII в.) сохранились вплоть до конца XIX века.
По свидетельству ряда педагогов (П.Ф.Каптерев, Е.В.Водовозов и др.), границей между патриархальным воспитанием и воспитанием нового времени служит этап петровских реформ.
Однако, после этого не последовало полного и кардинального изменения в практике семейного воспитания.
В дворянской среде изменения были более ощутимы, а другие сословия меньше подвергались реформированию семьи.
Сохранения в
XVII-XIX вв., когда произошли большие изменения в социальном, политическом устройстве общества, когда меняется социальный заказ и рушатся нравы старого семейного уклада (М.М.Щербатов), можно объяснить.
Семейные традиции продолжали функционировать, в основном, в крестьянской и мещанской среде.
Дворяне пытались отказаться от традиционной системы семейного воспитания, что часто приводило или к отрицанию традиционализма как одной из главных особенностей семейного воспитания, или к потере духовных и культурных корней.
Именно крестьянские семьи сохранили веками складывающиеся патриархальные отношения и характерный уклад семейной жизни и воспитания.

В народе, как указывал Н.И.Новиков, сохранились лучшие «добродетели», нравы, положительные традиции воспитания детей.
Об этом он писал в своих сатирических журналах.
На страницах журналов и газет Новиков также отмечал, что образцом нравственного является семья крестьянина.
Только крестьянские дети, по его мнению, обладают высокими национальными чертами русского человека спокойный характер, умение владеть собой, благоразумие, ясный ум, дисциплина и т.д.

151
[стр. 80]

сохранившиеся, служили источником развития практики семейного воспитания.
Слияние это, по мнению Е.В.Марковичевой, происходит в период петровских времён.
К этому моменту общественные требования к устройству родителями жизни детей стали жёстче, закрепляется патриархальный характер семейных отношений.
Семья по-прежнему выступала основной школой трудового обучения.
Передача профессии осуществлялась от отца к сыну, что с одной стороны способствовало наилучшему овладению профессией, с другой ограничивало свободу выбора ребёнка.
Большинство традиций семейного воспитания предыдущего периода (до XVIII в.) сохранились вплоть до конца XIX века.
По свидетельству ряда педагогов (П.Ф.Каптерев, Е.В.Водовозов и др.), границей между патриархальным воспитанием и воспитанием нового времени служит этап петровских реформ.
Однако, после этого не последовало полного и кардинального изменения в практике семейного воспитания.
В дворянской среде изменения были более ощутимы, а другие сословия меньше подвергались реформированию семьи.
Сохранения в
ХУИ-ХГХ вв., когда произошли большие изменения в социальном, политическом устройстве общества, когда меняется социальный заказ и рушатся нравы старого семейного уклада (М.М.Щербатов), можно объяснить.
Семейные традиции продолжали функционировать, в основном, в крестьянской и мещанской среде.
Дворяне пытались отказаться от традиционной системы семейного воспитания, что часто приводило или к отрицанию традиционализма как одной из главных особенностей семейного воспитания, или к потере духовных и культурных корней.
Именно крестьянские семьи сохранили веками складывающиеся патриархальные отношения и характерный уклад семейной жизни и воспитания.
В народе, как указывал Н.И.Новиков, сохранились лучшие «добродетели», нравы, положительные традиции воспитания детей.
Об этом он писал в своих сатирических журналах.
На страницах журналов и газет Новиков также отмечал, что образцом нравственного является семья крестьянина.
Только крестьянские дети, по его мнению, обладают высокими национальными
80

[стр.,162]

нуждается общество, семья с ее пороками только портила детей.
Отдавая предпочтение общественному воспитанию, официальная педагогическая мысль на семью смотрела как на препятствие.
Просветители же исходили из положения о том, что именно семья является для ребенка первым обществом, где он приобретает опыт совместного проживания и совместной деятельности, где формируются отношения личности к окружающему миру, к другим людям, к самому себе, где происходит процесс приобщения детей к социальным ценностям.
Процесс зарождения, формирования и развития педагогических идей русских просветителей был обусловлен всей социально культурной и педагогической действительностью, которая была неоднозначной.
Противоречивость и двойственность социальной, культурной ситуации сказалась и на характере семейного воспитания: дворяне, став просвещенной частью общества, несли в себе новое начало, а крестьяне сохраняли патриархальные устои домостроительства, традиционные особенности быта и воспитания.
Воспитание детей крестьян и провинциального дворянства проходило в многодетной, многопоколенной семье.
И единым требованием было уважение, почитание, беспрекословное послушание родителям.
Воспитание в крестьянской семье это сама жизнь, отсутствие специальных педагогических намерений, обучающих действий.
В крестьянской семье процесс воспитания существенно не отличался от реальной жизнедеятельности семьи, т.е.
образа жизни.
Именно крестьянские семьи сохранили веками складывающиеся патриархальные отношения и характерный уклад семейной жизни и воспитания.

И, по мнению просветителей, только крестьянские дети обладают высокими национальными чертами русского человека спокойный характер, умение владеть собой, благоразумие, ясный ум, дисциплина и т.д.
Устойчивость крестьянской семьи к нововведениям того времени объяснялась наличием и соблюдением определенных традиций в области воспитания.
Основными составляющими традиций семейного воспитания 162

[Back]