песня «байка». Их пели все от малого до старого. Хотя «байки» выполняли сугубо будничную роль, но в них есть и картины семейных отношений, трудового быта: Баю бай! Баю бай! Рыбка семга, приплывай, Олексейку поджидай. Олексейка подрастёт, С тэтой на море пойдёт, Станет рыбку он ловить, Станет маму он кормить [163.С.45]. Время идёт. Ребёнок вступает в новую пору жизни, в иной ритм он выходит на улицу, где учится жить в общине. Улица встречает его дразнилками, скороговорками, песенками, считалками и т.д., которые несут определенный педагогический элемент: «Федя-бредя съел медведя», «Шла старушка мимо сети, увязались за ней дети, ель, пень, кон поди вон». Сам быт крестьян определял деление дня на части: труд, отдых, сон. Вечером, забравшись на печь, ребёнок слушает бабушкины сказки, получает первые нравственные уроки: нужно трудиться, ибо основа жизни труд; уметь дружить; не оставлять слабого в беде и т.д. Дети в крестьянской поморской семье рано приобщались к труду. С 89 лет мальчики вместе с взрослыми уходили в море, кормили семью, а девочки оставались дома и управлялись с домашними работами, присматривали за младшими. Труд для детей становился таким же естественным, как дыхание, человеческая доброта, родительская любовь [59.С.48]. 153 |
будничную роль, но в них есть и картины семейных отношений, трудового быта. Баю -бай! Баю бай! Рыбка семга, приплывай, Олексейку поджидай. Олексейка подрастёт, С татой на море пойдёт, Станет рыбку он ловить, Станет маму он кормить (163,45). Время идёт. Ребёнок вступает в новую пору жизни, в иной ритм он выходит на улицу, где учится жить в общине. Улица встречает его дразнилками, скороговорками, песенками, считалками и т.д., которые несут определенный педагогический элемент: «Федя-бредя съел медведя», «Шла старушка мимо сети, увязались за ней дети, ель, пень, кон поди вон». Сам быт крестьян определял деление дня на части: труд, отдых, сон. Вечером, забравшись на печь, ребёнок слушает бабушкины сказки, получает первые нравственные уроки: нужно трудиться, ибо основа жизни труд; уметь дружить; не оставлять слабого в беде и т.д. Дети в крестьянской поморской семье рано приобщались к труду. С 8-9 лет мальчики вместе с взрослыми уходили в море, кормили семью, а девочки оставались дома и управлялись с домашними работами, присматривали за младшими. Труд для детей становился таким же естественным, как дыхание, человеческая доброта, родительская любовь (59,48). Далее шёл период возмужания. На создание новой семьи смотрели в Поморье как на очень ответственное дело. Вновь образовавшаяся семья являлась, своего рода, продолжением воспитания молодых родителей. Ответственность за семью воспитывалась у детей с ранних лет. Сватались, ориентируясь на «наследственный авторитет семьи», чётко выраженный в поговорке: «Выбирай коровушку по рогушку, а невесту по роду». 82 |