Проверяемый текст
Троян, Инна Игоревна; Педагогическая мысль России второй половины XVIII века о воспитании детей в семье (Диссертация 1999)
[стр. 154]

Далее шёл период возмужания.
На создание новой семьи смотрели в Поморье как на очень ответственное дело.
Вновь образовавшаяся семья являлась, своего рода, продолжением воспитания молодых родителей.
Ответственность за семью воспитывалась у детей с ранних лет.
Сватались, ориентируясь на «наследственный авторитет семьи», чётко выраженный в поговорке: «Выбирай коровушку по рогушку, а невесту по роду».

Быть или не быть свадьбе решали родители, однако, молодёжь в Поморье была свободной в выборе, в строительстве семьи.
Свадьба была необычно ярким, торжественным, эмоционально насыщенным представлением, сопровождавшимся высокохудожественными поэтическими текстами, а дети всегда были свидетелями и участниками такого рода событий.
После свадьбы молодые вступают в новый период жизни, который
подготовлен и детством, и отрочеством.
Не проходило и года, как они уже пели «байки» своим детям, по вечерам рассказывали сказки, окружали родительской любовью и заботой, но при этом готовили их к тяжелой трудовой жизни.
Дополнительным источником информации о семейном крестьянском быте, на наш взгляд, может служить живопись второй половины XVIII века.
В русской живописи того периода возникло искусство подлинно народного жанра, которое было довольно редким явлением, т.к.
в то время крестьянство называлось «подлым» сословием, а его жизнь и быт выступали в глазах дворянства как образец всего вульгарного и низкого.
Среди работ этого жанра (неизвестный художник первой половины XVIII в.
«Мужик с котом»; А.Вишняков «Крестьянская пирушка»; неизвестный художник второй
полвины XVIII в.
«Портрет неизвестной в русском головном уборе»
М.М.Иванов «Доение коровы» (1772); А.Г.Лосенко 154
[стр. 82]

будничную роль, но в них есть и картины семейных отношений, трудового быта.
Баю -бай! Баю бай! Рыбка семга, приплывай, Олексейку поджидай.
Олексейка подрастёт, С татой на море пойдёт, Станет рыбку он ловить, Станет маму он кормить (163,45).
Время идёт.
Ребёнок вступает в новую пору жизни, в иной ритм он выходит на улицу, где учится жить в общине.
Улица встречает его дразнилками, скороговорками, песенками, считалками и т.д., которые несут определенный педагогический элемент: «Федя-бредя съел медведя», «Шла старушка мимо сети, увязались за ней дети, ель, пень, кон поди вон».
Сам быт крестьян определял деление дня на части: труд, отдых, сон.
Вечером, забравшись на печь, ребёнок слушает бабушкины сказки, получает первые нравственные уроки: нужно трудиться, ибо основа жизни труд; уметь дружить; не оставлять слабого в беде и т.д.
Дети в крестьянской поморской семье рано приобщались к труду.
С 8-9 лет мальчики вместе с взрослыми уходили в море, кормили семью, а девочки оставались дома и управлялись с домашними работами, присматривали за младшими.
Труд для детей становился таким же естественным, как дыхание, человеческая доброта, родительская любовь (59,48).
Далее шёл период возмужания.
На создание новой семьи смотрели в Поморье как на очень ответственное дело.
Вновь образовавшаяся семья являлась, своего рода, продолжением воспитания молодых родителей.
Ответственность за семью воспитывалась у детей с ранних лет.
Сватались, ориентируясь на «наследственный авторитет семьи», чётко выраженный в поговорке: «Выбирай коровушку по рогушку, а невесту по роду».

82

[стр.,83]

Быть или не быть свадьбе решали родители, однако, молодёжь в Поморье была свободной в выборе, в строительстве семьи.
Свадьба была необычно ярким, торжественным, эмоционально насыщенным представлением, сопровождавшимся высокохудожественными поэтическими текстами, а дети всегда были свидетелями и участниками такого рода событий.
После свадьбы молодые вступают в новый период жизни, который
был подготовлен и детством, и отрочеством.
Не проходило и года, как они уже пели «байки» своим детям, по вечерам рассказывали сказки, окружали родительской любовью и заботой, но при этом готовили их к тяжелой трудовой жизни.
Дополнительным источником информации о семейном крестьянском быте, на наш взгляд, может служить живопись второй половины XVIII века.
В русской живописи того периода возникло искусство подлинно народного жанра, которое было довольно редким явлением, т.к.
в то время крестьянство называлось «подлым» сословием, а его жизнь и быт выступали в глазах дворянства как образец всего вульгарного и низкого.
Среди работ этого жанра (неизвестный художник первой половины XVIII в.
«Мужик с котом»; А.Вишняков «Крестьянская пирушка»; неизвестный художник второй
половины XVIII в.
«Портрет неизвестной в русском головном уборе»
(1769); М.М.Иванов «Доение коровы» (1772); А.Г.Лосенко «Голова крестьянина в ушанке» (1770) и др.) имеет место выделить работы двух крепостных живописцев: М.Шибанов «Крестьянский обед» (1774), «Празднество свадебного договора» (1777) и И.А.Еременев «Обед» (1770).
Это подлинно реалистические произведения, которые отразили быт крестьянской семьи.
Композиция этих картин аналогична крестьянский обед.
Эта трапеза, совершаемая по старо отеческому преданию, сцена, исполненная внутренней значительности, почти обрядовой торжественности (27,125).
Наделяя своих крестьян чертами глубокой человечности, нравственного достоинства, художники утверждают не значительность индивидуальных характеров, в высоту нравственных устоев крестьянской жизни, всякая сторона которой предопределена обычаем и имеет традиционные устойчивые формы.

[Back]