5) с возрастом у детей нарастала мера ответственности перед братом или сестрой, перед родителями, перед всей семьёй; 6) высокий авторитет главы семейства основывался не только на силе, на зависимости в экономическом плане, но и на том опыте знаний, которые он передавал; 7) мать главная воспитательница; любовь к матери главная заповедь детства; родители являются основным примером в процессе воспитания. 3.2. Воспит ание в дворянских сем ьях Дворянское сословие прошло в своём развитии интересный путь от осознания себя единой общественной силой до установления полного своего господства. Со времён Петра I укрепляется позиция дворянства. Началом такого процесса послужила Табель о рангах, где были определены принципы деления социальных слоев. Дворянство различалось по родовитости (потомственное и личное), богатству, служебному рангу, месту жительства (столичное и провинциальное) и т.д. Вторая половина XVIII в. это тот период, когда зарождалась русская интеллигенция. В 50-60-е гг. первое поколение интеллигенции представляло собой учащуюся молодежь, 70-е гг. ознаменовались тем, что не только появилась читающая публика, интеллигентная, но появилась литература. По замечанию П.Н.Милюкова, «книгоиздательство оказывается очень чувствительным барометром общественных настроений и культурных веяний» [32.С.338]. Причём культурное воздействие литературы не ограничилось завоеванием столичного дворянина-интеллигента, а сказывалось и на появлении новых читателей в провинции. В поле зрения русского дворянина оказались не только любовные романы, но и новые идеи 156 |
Следование преданию мы замечаем во всем, начиная с порядка размещения членов семьи за столом. Мир в крестьянской семье утверждается как имеющий основания в себе. В композиции словно воплощена мысль о незыблемом порядке в крестьянской семье, живущей по законам согласия. Итак, подводя итог, выделим особенности семейного воспитания в крестьянской семье периода второй половины XVIII в. в России: 1) многодетность, воспитывающая умение дружить, бережное отношение к семейной чести; 2) семья объединяла 3-4 поколения, что способствовало формированию уважения к старости; 3) оберегать детей и стариков главная нравственная заповедь; 4) степень тяжести физической работы нарастала постепенно, что закаливало человека, а не подрывало; 5) с возрастом у детей нарастала мера ответственности перед братом или сестрой, перед родителями, перед всей семьёй; 6) высокий авторитет главы семейства основывался не только на силе, на зависимости в экономическом плане, но и на том опыте знаний, которые он передавал; 7) мать главная воспитательница; 8) любовь к матери главная заповедь детства; 9) родители являются основным примером в процессе воспитания. 2.2. Воспитание в дворянских семьях В истории развития России XVIII век довольно сложен. Общество заметно пестреет. Вместе с социальным разделением увеличивается в нём и разнообразие сословий. Зарождение капиталистических отношений, расширение связей с европейскими державами, культурные преобразования привели к появлению нового сословия дворянству, пришедшего на смену боярству. Дворяне, приняв формы собственности и хозяйствования бояр, стали новым классом, активно преобразующим российскую действительность. Дворянское сословие прошло в своём развитии интересный путь от осознания себя единой общественной силой до установления полного своего господства. Со времён Петра I укрепляется позиция дворянства. Началом такого процесса послужила Табель о рангах, где были определены принципы деления социальных слоёв. Дворянство различалось по родовитости (потомственное и личное), богатству, служебному рангу, месту жительства (столичное и провинциальное) и т.д. Вторая половина XVIII в. это тог период, когда зарождалась русская интеллигенция. В 50-60-е гг. первое поколение интеллигенции представляло собой учащуюся молодежь. 70-80-е гг. ознаменовались тем, что не только появилась читающая публика, интеллигентная, но появилась литература. По замечанию П.Н.Милюкова: «книгоиздательство оказывается очень чувствительным барометром общественных настроений и культурных веяний» (132,338). Причём культурное воздействие литературы не ограничилось завоеванием столичного дворянина-интеллигента, а сказывалось и на появлении новых читателей в провинции. В поле зрения русского дворянина оказались не только любовные романы, но и новые идеи «вольтерианства», самоновейшие открытия «философов» о том, что Бога нет, а монахи и попы просто шарлатаны. Молодым дворянам из провинции, приехавшим в Петербург, импонировали эти идеи атеистов. Дремлющие русские души были окончательно разбужены и очутились на распутье между старой и новой верой. Вместе с тем следует заметить, что русское дворянство оставалось неоднородным. Мироощущение столичного и провинциального дворянства, безусловно, было различным. Нельзя говорить о едином восприятии действительности дворянами, находящимися на одной социальной лестнице. Воспроизвести не только быт, но и воспитание, обучение детейвсемье можно по многим описаниям, которые мы находим в воспоминаниях (25;39;42;2&Р$), записках (211; 178), очерках (201 ;50), сочинениях разного рода (90), письмах (119), художественной литературе (23;225) и в других источниках (140; 199;213;239;238;242). 85 |