Проверяемый текст
Троян, Инна Игоревна; Педагогическая мысль России второй половины XVIII века о воспитании детей в семье (Диссертация 1999)
[стр. 157]

«вольтерианства», самоновейшие открытия «философов» о том, что Бога нет, а монахи и попы просто шарлатаны.
Молодым дворянам из провинции, приехавшим в Петербург, импонировали эти идеи атеистов.
Дремлющие русские души были окончательно разбужены и очутились на распутье между старой и новой верой.
Вместе с тем следует заметить, что русское дворянство оставалось неоднородным.
Мироощущение столичного и провинциального дворянства, безусловно, было различным.
Нельзя говорить о едином восприятии действительности дворянами, находящимися на одной социальной лестнице.
Воспроизвести не только быт, но и воспитание, обучение детей в семье можно по многим описаниям, которые мы находим в воспоминаниях
[25;39;42;26], записках [211.С.178], очерках [201.С.50] сочинениях разного рода [90] письмах [119] художественной литературе [23.С.225] и в других источниках [140; 199;213;239;238;242].
В каждую эпоху всегда есть новое и старое, положительное и отрицательное, есть традиции и есть нововведения.
И это естественно.
С одной стороны: «...
перед нами поразительно невежественное и грубое общество, лишенное руководящего света нравственных идеалов, предаётся разгулу животных страстей.
Внешний мишурный блеск принимает за блеск красоты и увлекается им»
[239.C.3] С другой «нравственность общественная, несомненно, изменилась к лучшему под влиянием разных обстоятельств государственной и общественной жизни...» [Там же.С.98].
По многим описаниям и рассказам современников того периода можно с достаточной полнотой воспроизвести тогдашнее воспитание и обучение детей в семье.
В одних домах детям «давалось слишком много вольности, не употреблялось против них ни малейшей строгости», а в других придерживались иного взгляда: «дети, воспитанные в строгости,
157
[стр. 85]

Дворянское сословие прошло в своём развитии интересный путь от осознания себя единой общественной силой до установления полного своего господства.
Со времён Петра I укрепляется позиция дворянства.
Началом такого процесса послужила Табель о рангах, где были определены принципы деления социальных слоёв.
Дворянство различалось по родовитости (потомственное и личное), богатству, служебному рангу, месту жительства (столичное и провинциальное) и т.д.
Вторая половина XVIII в.
это тог период, когда зарождалась русская интеллигенция.
В 50-60-е гг.
первое поколение интеллигенции представляло собой учащуюся молодежь.
70-80-е гг.
ознаменовались тем, что не только появилась читающая публика, интеллигентная, но появилась литература.
По замечанию П.Н.Милюкова: «книгоиздательство оказывается очень чувствительным барометром общественных настроений и культурных веяний» (132,338).
Причём культурное воздействие литературы не ограничилось завоеванием столичного дворянина-интеллигента, а сказывалось и на появлении новых читателей в провинции.
В поле зрения русского дворянина оказались не только любовные романы, но и новые идеи «вольтерианства», самоновейшие открытия «философов» о том, что Бога нет, а монахи и попы просто шарлатаны.
Молодым дворянам из провинции, приехавшим в Петербург, импонировали эти идеи атеистов.
Дремлющие русские души были окончательно разбужены и очутились на распутье между старой и новой верой.
Вместе с тем следует заметить, что русское дворянство оставалось неоднородным.
Мироощущение столичного и провинциального дворянства, безусловно, было различным.
Нельзя говорить о едином восприятии действительности дворянами, находящимися на одной социальной лестнице.
Воспроизвести не только быт, но и воспитание, обучение детейвсемье можно по многим описаниям, которые мы находим в воспоминаниях
(25;39;42;2&Р$), записках (211; 178), очерках (201 ;50), сочинениях разного рода (90), письмах (119), художественной литературе (23;225) и в других источниках (140; 199;213;239;238;242).
85

[стр.,86]

В каждую эпоху всегда есть новое и старое, положительное и отрицательное, есть традиции и есть нововведения.
И это естественно.
С одной стороны: «...
перед нами поразительно невежественное и грубое общество, лишенное руководящего света нравственных идеалов, предаётся разгулу животных страстей.
Внешний мишурный блеск принимает за блеск красоты и увлекается им»
(239,3).
С другой «нравственность общественная, несомненно, изменилась к лучшему под влиянием разных обстоятельств государственной и общественной жизни...»
(239,98).
По многим описаниям и рассказам современников того периода можно с достаточной полнотой воспроизвести тогдашнее воспитание и обучение детей в семье.
В одних домах детям «давалось слишком много вольности, не употреблялось против них ни малейшей строгости», а в других придерживались иного взгляда: «дети, воспитанные в строгости,
более наклонны будут к добру» (239,46).
В одних семьях детей не отучали от грубых манер и грубых ответов, в других дети не смели даже сесть при родителях без позволения на то, отвечали на вопрос только стоя.
Интересны на этот счёт воспоминания о детстве Елизаветы Петровны Глебовой-Стрешневой (1751-1837), записанные её внучкой Н.П.Бреверн.
Наталья Петровна вспоминает: «Мать её скончалась, когда ей было 7 лет, отец безгранично любил младшую дочь, баловал.
Все домашние преклонялись перед ней, и надо полагать, что самое это чрезмерное баловство развило в ней непреклонную силу воли и деспотизм, отличавшие её до конца её жизни» (42.91).
Выполнение своих желаний девятилетняя девочка добивалась путём истерик, криков, болезненного притворства, хотя сама впоследствии говорила: «я также поняла, что уроню своё достоинство, если уступлю окружающим» (42.91).
Самодурство ребёнка доходило до того, что к любимой кукле девочки, которую звали Екатерина Ивановна, приставляли кормилицу, которой было поручено её одевать, и носить из комнаты в комнату.
«Если в гостиной случалось кому-нибудь не кланяться Екатерине Ивановне, маленькая госпожа 86

[Back]