Проверяемый текст
Троян, Инна Игоревна; Педагогическая мысль России второй половины XVIII века о воспитании детей в семье (Диссертация 1999)
[стр. 158]

более наклонны будут к добру» [Там же.С.46].
В одних семьях детей не отучали от грубых манер и грубых ответов, в других дети не смели даже сесть при родителях без позволения на то, отвечали на вопрос только стоя.
Интересны на этот счёт воспоминания о детстве Елизаветы Петровны Глебовой-Стрешневой (1751-1837), записанные её внучкой Н.П.Бреверн.
Наталья Петровна вспоминает: «Мать её скончалась, когда ей было 7 лет, отец безгранично любил младшую дочь, баловал.
Все домашние преклонялись перед ней, и надо полагать, что самое это чрезмерное баловство развило в ней непреклонную силу воли и деспотизм, отличавшие её до конца её жизни»
[42.С.91].
Выполнение своих желаний девятилетняя девочка добивалась путём истерик, криков, болезненного притворства, хотя сама впоследствии говорила «Я также поняла, что уроню своё достоинство, если уступлю окружающим»
[Там же].
Самодурство ребёнка доходило до того, что к любимой кукле девочки, которую звали Екатерина Ивановна, приставляли кормилицу, которой было поручено её одевать, и носить из комнаты в комнату.
«Если в гостиной случалось кому-нибудь не кланяться Екатерине Ивановне, маленькая госпожа
сердилась не на шутку и, уходя на свою половину, заставляла все общество ждать себя целый час к обеду, под предлогом, что у неё болит голова» [42.С.92].
Однако внуки Елизаветы Петровны, которые воспитывались у неё, получили противоположное воспитание: «Воспитание, которое получили эти несчастные дети, в продолжение долгого времени занимали всю Москву.
Строгость их бабушки была так велика, что они при ней едва осмеливались открыть рот.
Вечером они даже боялись подходить к свету, и молодые девушки по несколько часов вязали в темноте и распускали свою работу только для того, чтобы иметь вид, как будто заняты каким-нибудь делом.
Утром они с ней здоровались и затем должны были стоять около
158
[стр. 86]

В каждую эпоху всегда есть новое и старое, положительное и отрицательное, есть традиции и есть нововведения.
И это естественно.
С одной стороны: «...
перед нами поразительно невежественное и грубое общество, лишенное руководящего света нравственных идеалов, предаётся разгулу животных страстей.
Внешний мишурный блеск принимает за блеск красоты и увлекается им» (239,3).
С другой «нравственность общественная, несомненно, изменилась к лучшему под влиянием разных обстоятельств государственной и общественной жизни...» (239,98).
По многим описаниям и рассказам современников того периода можно с достаточной полнотой воспроизвести тогдашнее воспитание и обучение детей в семье.
В одних домах детям «давалось слишком много вольности, не употреблялось против них ни малейшей строгости», а в других придерживались иного взгляда: «дети, воспитанные в строгости, более наклонны будут к добру» (239,46).
В одних семьях детей не отучали от грубых манер и грубых ответов, в других дети не смели даже сесть при родителях без позволения на то, отвечали на вопрос только стоя.
Интересны на этот счёт воспоминания о детстве Елизаветы Петровны Глебовой-Стрешневой (1751-1837), записанные её внучкой Н.П.Бреверн.
Наталья Петровна вспоминает: «Мать её скончалась, когда ей было 7 лет, отец безгранично любил младшую дочь, баловал.
Все домашние преклонялись перед ней, и надо полагать, что самое это чрезмерное баловство развило в ней непреклонную силу воли и деспотизм, отличавшие её до конца её жизни»
(42.91).
Выполнение своих желаний девятилетняя девочка добивалась путём истерик, криков, болезненного притворства, хотя сама впоследствии говорила: «я также поняла, что уроню своё достоинство, если уступлю окружающим»
(42.91).
Самодурство ребёнка доходило до того, что к любимой кукле девочки, которую звали Екатерина Ивановна, приставляли кормилицу, которой было поручено её одевать, и носить из комнаты в комнату.
«Если в гостиной случалось кому-нибудь не кланяться Екатерине Ивановне, маленькая госпожа
86

[стр.,87]

сердилась не на шутку и, уходя на свою половину, заставляла всё общество ждать себя целый час к обеду, под предлогом, что у неё болит голова» (42,92).
Однако, внуки Елизаветы Петровны, которые воспитывались у неё, получили противоположное воспитание: «Воспитание, которое получили эти несчастные дети, в продолжение долгого времени занимали всю Москву.
Строгость их бабушки была так велика, что они при ней едва осмеливались открыть рот.
Вечером они даже боялись подходить к свету, и молодые девушки по несколько часов вязали в темноте и распускали свою работу только для того, чтобы иметь вид, как будто заняты каким-нибудь делом.
Утром они с ней здоровались и затем должны были стоять около
стола, за которым она пила кофе ...» (42,96).
Из различных источников, как исторических, так и художественных, складываются представления о частной жизни человека XVIII века.
Частная жизнь русского человека связана с семьёй.
Семья одно из самых удивительных явлений, в котором начинается, развивается, зреет повседневное бытие человека.
Наша семья, по утверждению В.Я.Стоюнина, развивалась и слагалась при самых неблагоприятных исторических условиях.
Однако, в XVIII в.
русская семья все же сохранила свою главенствующую роль.
Семейный союз был достаточно крепок и прочен.
Однако весь быт дворянства, как равно и воспитание детей, было затронуто европеизацией, что сказалось даже на брачном возрасте невесты, который был сдвинут до 17-19 лет.
Черты нового семейного уклада всё активнее проникают в российскую действительность.
Прежние домостроевские установки (муж глава семьи и дома, жена полная раба своего хозяина) не соответствовали новым взглядам новой эпохи.
Это, на наш взгляд, можно объяснить тем, что ещё в XVI в.
семья являлась отдельной, независимой единицей общества и выразилась она в известном «Домострое».
Советы «Домостроя» клонились к тому, чтобы семью обособить от внешнего мира, полная монастырская замкнутость вот основы семейной жизни.
В воспитании детей преследовались только личные или 87

[Back]