Проверяемый текст
Троян, Инна Игоревна; Педагогическая мысль России второй половины XVIII века о воспитании детей в семье (Диссертация 1999)
[стр. 159]

стола, за которым она пила кофе ...» [Там же.С.96].
Из различных источников, как исторических, так и художественных, складываются представления о частной жизни человека XVIII века.
Частная жизнь русского человека связана с семьёй.
Семья одно из самых удивительных явлений, в котором начинается, развивается, зреет повседневное бытие человека.
Наша семья, по утверждению В.Я.Стоюнина, развивалась и слагалась при самых неблагоприятных исторических условиях.
Однако, в XVIII в.
русская семья все же сохранила свою главенствующую роль.
Семейный союз был достаточно крепок и прочен.
Однако весь быт дворянства, как равно и воспитание детей,
были затронуты европеизацией, что сказалось даже на брачном возрасте невесты, который был сдвинут до 17-19 лет.
Черты нового семейного уклада всё активнее проникают в российскую действительность.
Прежние домостроевские установки (муж глава семьи и дома, жена полная раба своего хозяина) не соответствовали новым
взглядам новой эпохи.
Это, на наш взгляд, можно объяснить тем, что ещё в XVI в.
семья являлась отдельной, независимой единицей общества и выразилась она в известном «Домострое».
Советы «Домостроя» клонились к тому, чтобы семью обособить от внешнего мира, полная монастырская замкнутость
основы семейной жизни.
В воспитании детей преследовались только личные или
семейные интересы.
С самого начала XVIII в.
отмечается сильное влияние государства на русскую семью.
Первое вмешательство это было распоряжение Петра I о запрещении венчать против воли жениха и
невесты.
Давалась возможность молодым сблизиться, прежде чем идти под венец, «взаимно узнать характеры и наклонности»
[213.С.30].
Это, конечно, должно было уменьшить число несчастных браков, но не все родители сразу отказывались от старого обычая сводить впервые жениха и невесту под венцом.
Второе
159
[стр. 87]

сердилась не на шутку и, уходя на свою половину, заставляла всё общество ждать себя целый час к обеду, под предлогом, что у неё болит голова» (42,92).
Однако, внуки Елизаветы Петровны, которые воспитывались у неё, получили противоположное воспитание: «Воспитание, которое получили эти несчастные дети, в продолжение долгого времени занимали всю Москву.
Строгость их бабушки была так велика, что они при ней едва осмеливались открыть рот.
Вечером они даже боялись подходить к свету, и молодые девушки по несколько часов вязали в темноте и распускали свою работу только для того, чтобы иметь вид, как будто заняты каким-нибудь делом.
Утром они с ней здоровались и затем должны были стоять около стола, за которым она пила кофе ...» (42,96).
Из различных источников, как исторических, так и художественных, складываются представления о частной жизни человека XVIII века.
Частная жизнь русского человека связана с семьёй.
Семья одно из самых удивительных явлений, в котором начинается, развивается, зреет повседневное бытие человека.
Наша семья, по утверждению В.Я.Стоюнина, развивалась и слагалась при самых неблагоприятных исторических условиях.
Однако, в XVIII в.
русская семья все же сохранила свою главенствующую роль.
Семейный союз был достаточно крепок и прочен.
Однако весь быт дворянства, как равно и воспитание детей,
было затронуто европеизацией, что сказалось даже на брачном возрасте невесты, который был сдвинут до 17-19 лет.
Черты нового семейного уклада всё активнее проникают в российскую действительность.
Прежние домостроевские установки (муж глава семьи и дома, жена полная раба своего хозяина) не соответствовали новым взглядам новой эпохи.
Это, на наш взгляд, можно объяснить тем, что ещё в XVI в.
семья являлась отдельной, независимой единицей общества и выразилась она в известном «Домострое».
Советы «Домостроя» клонились к тому, чтобы семью обособить от внешнего мира, полная монастырская замкнутость
вот основы семейной жизни.
В воспитании детей преследовались только личные или
87

[стр.,88]

семейные интересы.
С первых лет XVIII в.
начинается сильное влияние государства на русскую семью.
Первое вмешательство это было распоряжение Петра I о запрещении венчать против воли жениха и
шветы.
Давалась возможность молодым сблизиться, прежде чем идти под венец, «взаимно узнать характеры и наклонности»
(213,30).
Это, конечно, должно было уменьшить число несчастных браков, но не все родители сразу отказывались от старого обычая сводить впервые жениха и невесту под венцом.
Второе
вмешательство и, на наш взгляд, основная причина разрушения нравов в семейном воспитании это то, что Петр I вывел женщину из уединенного терема прямо на шумные придворные праздники, на балы.
Женщине стало некогда заниматься домом, воспитанием своих детей.
Следствием этих вмешательств стало стремление русской преобразовавшейся семьи к светскости.
Эта тема находит своё отражение в произведениях второй половины XVIII в., а в частности, в комедиях А.П.Сумарокова.
Он первый стал выводить такого рода семьи и отношения в них на свет.
Наибольший интерес для нас представляет его первая комедия «Чудовище».
В ней автор знакомит читателя с образом матери, которая соединила свою жизнь с интересами светского общества, и к нему направила все свои помыслы: внешние наряды, мода это получило для неё большое значение, светскому идеалу она подчинила и воспитание своих детей.
Первой заботой родителей о детях была забота о том, как сыновей пристроить на службу, а дочерей выдать замуж.
Идеалом современного светского молодого человека, которого героиня комедии А.П.Сумарокова желает видеть будущим зятем, предстаёт франт: «...
волосы подвивает хорошо, по-французски знает, танцует, одевается по Щегольски, да полно, ещё не был ли он в Париже» (213,41).
Далее со временем определяется новая позиция семьи, её функции: материальное благополучие, законные дети и наследники, воспитание собственного потомства.
В основу супружеских отношений ставились почтение, сходство взглядов, любовь.
Жена должна иметь тихий нрав, 8 8

[стр.,101]

называемое «нормативное воспитание».
Дворянское воспитание это форма воспитания, сочетающая в себе специальные педагогические воздействия с усвоением образа жизни, привычек и традиций, присущих элите общества.
Именно в XVIII в.
закладывается фундамент системы дворянского воспитания, которая наиболее отчётливо проявится в XIX веке.
Существовавшая неоднородность дворянских семей (столичное и провинциальное), поиски путей воспитания «новой породы» людей в эпоху Екатерины II всё это дало тот результат, о котором говорилось выше, и всё это заложило основы системы данного воспитания: цель, содержание, средства и способы воспитания детей в дворянской семье.
Дворянская семья с её взаимоотношениями, традициями, привычками представляла образец поведения как непреднамеренного, так и посредством явных требований следовать тем нормам, которые осознавались в данном микросоциуме.
Выводы по главе.
Противоречивость и двойственность социальной и культурной ситуации в России второй половины XVIII в.
сказалась на характере семейного воспитания.
Несмотря на государственную политику в области воспитания и образования, на её стремление подчинить всё своей власти, семья всё же сохраняла свою главенствующую роль в процессе воспитания ребёнка.
Процесс европеизации затронул буквально все стороны жизни общества того периода.
Черты нового семейного уклада всё активнее проникают в российскую действительность.
Прежние домостроевские установки (муж глава семьи и дома, жена полная раба своего хозяина) не соответствовали новым
взглядом новой эпохи.
Наиболее подверженной этим нововведениям была семья дворянская.
Дворяне, став просвещённой частью общества, несли в себе новые начала.
Крестьянская же семья оставалась хранительницей патриархальных устоев домостроительства, традиционных особенностей быта и воспитания.
Объектом исследования второй главы стали семья крестьянская и дворянская.
Нами взяты два полюса, два противоположных сословия 101

[Back]