Проверяемый текст
Троян, Инна Игоревна; Педагогическая мысль России второй половины XVIII века о воспитании детей в семье (Диссертация 1999)
[стр. 160]

вмешательство и, на наш взгляд, основная причина разрушения нравов в семейном воспитании это то, что Петр I вывел женщину из уединенного терема прямо на шумные придворные праздники, на балы.
Женщине стало некогда заниматься домом, воспитанием своих детей.
Следствием этих вмешательств стало стремление русской преобразовавшейся семьи к светскости.
Эта тема находит своё отражение в произведениях второй половины XVIII в., а в частности, в комедиях А.П.Сумарокова.
Он первый стал выводить такого рода семьи и отношения в них на свет.
Наибольший интерес для нас представляет его первая комедия «Чудовище».
В ней автор знакомит читателя с образом матери, которая соединила свою жизнь с интересами светского общества, и к нему направила все свои помыслы: внешние наряды, мода это получило для неё большое значение, светскому идеалу она подчинила и воспитание своих детей.
Первой заботой родителей о детях была забота о том, как сыновей пристроить на службу, а дочерей выдать замуж.
Идеалом современного светского молодого человека, которого героиня комедии А.П.Сумарокова желает видеть будущим зятем, предстаёт франт: «...
волосы подвивает хорошо, пофранцузски знает, танцует, одевается по Щегольски, да полно, ещё не был ли он в Париже»
[213.С.41].
Далее со временем определяется новая позиция семьи, её функции: материальное благополучие, законные дети и наследники, воспитание собственного потомства.
В основу супружеских отношений ставились почтение, сходство взглядов, любовь.
Жена должна иметь тихий нрав,
учтивость, послушание.
Для мужа выбор спутницы жизни должен соответствовать социальному положению, материальному достатку.
Но важнейшей функцией семьи оставалась воспитательная.
Для решения детовоспитательной функции в общественное сознание вводилось
160
[стр. 88]

семейные интересы.
С первых лет XVIII в.
начинается сильное влияние государства на русскую семью.
Первое вмешательство это было распоряжение Петра I о запрещении венчать против воли жениха и шветы.
Давалась возможность молодым сблизиться, прежде чем идти под венец, «взаимно узнать характеры и наклонности» (213,30).
Это, конечно, должно было уменьшить число несчастных браков, но не все родители сразу отказывались от старого обычая сводить впервые жениха и невесту под венцом.
Второе вмешательство и, на наш взгляд, основная причина разрушения нравов в семейном воспитании это то, что Петр I вывел женщину из уединенного терема прямо на шумные придворные праздники, на балы.
Женщине стало некогда заниматься домом, воспитанием своих детей.
Следствием этих вмешательств стало стремление русской преобразовавшейся семьи к светскости.
Эта тема находит своё отражение в произведениях второй половины XVIII в., а в частности, в комедиях А.П.Сумарокова.
Он первый стал выводить такого рода семьи и отношения в них на свет.
Наибольший интерес для нас представляет его первая комедия «Чудовище».
В ней автор знакомит читателя с образом матери, которая соединила свою жизнь с интересами светского общества, и к нему направила все свои помыслы: внешние наряды, мода это получило для неё большое значение, светскому идеалу она подчинила и воспитание своих детей.
Первой заботой родителей о детях была забота о том, как сыновей пристроить на службу, а дочерей выдать замуж.
Идеалом современного светского молодого человека, которого героиня комедии А.П.Сумарокова желает видеть будущим зятем, предстаёт франт: «...
волосы подвивает хорошо, по-французски знает, танцует, одевается по Щегольски, да полно, ещё не был ли он в Париже»
(213,41).
Далее со временем определяется новая позиция семьи, её функции: материальное благополучие, законные дети и наследники, воспитание собственного потомства.
В основу супружеских отношений ставились почтение, сходство взглядов, любовь.
Жена должна иметь тихий нрав,
8 8

[стр.,89]

учтивость, послушание.
Для мужа выбор спутницы жизни должен соответствовать социальному положению, материальному достатку.
Но важнейшей функцией семьи оставалась воспитательная.
Для решения детовоспитательной функции в общественное сознание вводилось
утверждение о том, что воспитание детей «знатная должность», для выполнения которой необходимо: «содержать их, научить их всему приличному, подготовить к самостоятельной жизни, к выбору должности» (110,125).
Семья, выступая одним из важнейших факторов становления и развития личности, является той средой, которая питает с младенческих лет не только тело, но и душу, разум ребёнка.
Именно семья является естественной педагогической средой, в которой ребёнок становится объектом воспитательных влияний.
Педагогическое начало, образующее человека, есть образ жизни семьи, обстоятельства её жизни.
В связи с этим необходимо посмотреть быт и нравы семьи, в которой возникает социальная ситуация развития дворянина эпохи Екатерины II Различные по своему социальному признаку семьи (дворянина, купца, служащего и т.д.) представляют различия по количеству детей и по характеру отношений между поколениями.
Образ семьи это и есть образ мыслей, образ чувств, образ самого мира, следовательно, и образ «я», образ воспитанника дворянина Педагогическая атмосфера семьи определяется отношением матери и отца к детям.
Именно материнство и отцовство зачастую становятся человекообразующими факторами, формирующими систему ценностей, передающуюся из поколения в поколению, благодаря увиденному и запечатлённому в детской памяти.
Тема дворянского воспитания становится одной из самых распространённых в русской литературе второй половины XVIII в., т.к.
считалось, что через просвещение дворян, через воспитание и* нравов можно оказать воздействие на положение дело в стране.
Просвещение А.Д.Кантемира, Н.И.Новикова, Д.И.Фонвизина, Г.Р.Державина, А.Н.Радищева и других 89

[Back]