Обращение к произведениям литературы даёт возможность предположить в них педагогический смысл, скрытый в поведении, поступках героя, в его переживаниях, в образе жизни семьи, расширяет «смысловое поле педагогических знаний» (А.С.Роботова). Одним из первых писателей XVIII в., кто поднял и рассмотрел вопросы воспитания на уровне максимальной правдивости, был А.Д.Кантемир (1708-1744). К числу лучших его работ принадлежит сатира «О воспитании» (1739). Он, собственно, поднимает две темы: 1) старость не всегда сочетается с мудростью, 2) воспитатель должен быть примером для ученика, родителям следует избегать всякой фальши в отношении к детям. Заложенные А.Д.Кантемиром традиции правдивого отображения действительности продолжает в своих произведениях Д.И.Фонвизин, Н.И.Новиков, А.Н.Радищев и др. Педагогическая действительность воплощается в художественных образах, предложенных читателю Н.И.Новиковым в «Письмах к Фалалею» (1772 г.). Типичные помещики, родственники Фалалея, отец, мать и дядя любят его, желают ему добра и дают советы. Эти советы, исходящие от разных лиц, одного порядка: как жить богаче, ничего не делая, для этого надо жениться на племяннице воеводы. Безусловный интерес представляет мать героя. Забитая, покорная, всю жизнь, терпевшая побои мужа, она хранит в своем сердце любовь к сыну и злобу к мужу. Умирая, учит сына, как обманывать ненавистного главу дома. Дикость и жестокость сопровождают героев всю жизнь. Каким вырастет Фалалей? Эта проблема быта русского провинциального дворянина, как и столичного, с различной степенью очевидности освещается в художественных произведениях Д.И.Фонвизина: «Бригадир», «Добрый наставник», «Придворная грамота», в журнале «Друг честных людей или Стародум» и многих других. Он изображает порочные явления семейного 162 |
позволяют нам судить об уровне педагогической действительности данного периода. Обращение к произведениям литературы даёт возможность предположить в них педагогический смысл, скрытый в поведении, поступках героя, в его переживаниях, в образе жизни семьи, расширяет «смысловое поле педагогических знаний» (А.С.Роботова). Одним из первых писателей XVIII в., кто поднял и рассмотрел вопросы воспитания на уровне максимальной правдивости, был А.Д.Кантемир (17081744). К числу лучших его работ принадлежит сатира «О воспитании» (1739). Он, собственно, поднимает две темы: 1) старость не всегда сочетается с мудростью, 2) воспитатель должен быть примером для ученика, родителям следует избегать всякой фальши в отношении к детям. Заложенные А.Д.Кантемиром традиции правдивого отображения действительности продолжает в своих произведениях Д.И.Фонвизин, Н.И.Новиков, А.Н.Радищев и др. Педагогическая действительность воплощается в художественных образах, предложенных читателю Н.И.Новиковым в «Письмах к Фалалею» (1772). Типичные помещики, родственники Фалалея, отец, мать и дядя любят его, желают ему добра и дают советы. Эти советы, исходящие от разных лиц, одного порядка: как жить богаче, ничего не делая, для этого надо жениться на племяннице воеводы. Безусловный интерес представляет мать героя. Забитая, покорная, всю жизнь, терпевшая побои мужа, она хранит в своем сердце любовь к сыну и злобу к мужу. Умирая, учит сына, как обманывать ненавистного главу дома. Дикость и жестокость сопровождают героев всю жизнь. Каким вырастет Фалалей? Эта проблема быта русского провинциального дворянина, как и столичного, с различной степенью очевидности освещается в художественных произведениях Д.И.Фонвизина: «Бригадир», «Добрый наставник», «Придворная грамота», в журнале «Друг честных людей или Стародум» и многих других. Он изображает порочные явления семейного воспитания 90 |