воспитания дворянских недорослей. С одной стороны Простаковы и Скотинины, с другой Стародум и Правдин. Они социально равны, но все же между ними пропасть. В «Недоросле» передан быт семьи Простаковых. Развивающиеся события в их доме отражают особенности жизни России последней трети XVIII века. Прежде всего, следует обратиться к Простаковой крепостнице старой закалки. Детство она провела в тёмной дворянской семье Скотининых, где никогда и никого не учили, и теперь она вспоминает: «Не нынешний был век. Нас ничему не учили. Бывало, добрые люди приступят к батюшке, ублажают, ублажают, чтоб хоть братца отдать в школу. К статью ли, покойник свет и руками и ногами, царство ему небесное! Бывало, изволит закричать: прокляну ребёнка, который чтонибудь переймёт у басурманов, и не будь тот Скотинин, кто чему-нибудь учиться захочет» [225.С.87]. О каком образовании Простаковой говорить? Поэтому неудивительно, что она проявляет деспотизм и грубость даже в своей семье, к своему мужу, не говоря уже об её отношении к крепостным. А рядом с ней был Митрофан, характер, привычки, которого, развивались под непосредственным влиянием матери. Однако Простакова, оставаясь дочерью Скотинина, понимает, что наступило иное время. Жизнь идёт вперёд и предъявляет новые требования к дворянской молодёжи, без образования обойтись уже нельзя. Тогда она хотя бы для внешнего вида считает нужным запросить в свою семью нескольких учителей. Это немец Адам Адамыч Вральман, обучавший её любимого сына французскому языку и всем другим наукам. Это отставной сержант Цыфиркин, обучавший арифметике, и дьячок Кутейкин, преподававший грамматику и часослов. Результат обучения в семье Простаковых очевиден. Немец Вральман отбивал охоту к учению, «он ребёнка не неволил», по словам матери, а попытки Цыфиркина и Кутейкина не дали никаких плодов. Митрофан «глух» к умственному труду, зарождается лень и апатия у юного 163 |
дворянских недорослей. С одной стороны Простаковы и Скотинины, с другой Стародум и Правдин. Они социально равны, но все же между ними пропасть. В «Недоросле» передан быт семьи Простаковых. Развивающиеся события в их доме отражают особенности жизни России последней трети XVIII века. Прежде всего, следует обратиться к Простаковой крепостнице старой закалки. Детство она провела в тёмной дворянской семье Скотининых, где никогда и никого не учили, и теперь она вспоминает: «Не нынешний был век. Нас ничему не учили. Бывало, добрые люди приступят к батюшке, ублажают, ублажают, чтоб хоть братца отдать в школу. К ¿‘ гатью ли, покойник свет и руками и ногами, царство ему небесное! Бывало, изволит закричать: прокляну ребёнка, который что-нибудь переймёт у басурманов, и не будь тот Скотинин, кто чему-нибудь учиться захочет» (225,87). О каком образовании Прстаковой говорить? Поэтому неудивительно, что она проявляет деспотизм и грубость даже в своей семье, к своему мужу, не говоря уже об её отношении к крепостным. А рядом с ней был Митрофан, характер, привычки, которого, развивались под непосредственным влиянием матери. Однако Простакова, оставаясь дочерью Скотинина, понимает, что наступило иное время. Жизнь идёт вперёд и предъявляет новые требования к дворянской молодёжи, без образования обойтись уже нельзя. Тогда она хотя бы для внешнего вида считает нужным запросить в свою семью нескольких учителей. Это немец Адам Адамыч Вральман, обучавший её любимого сына французскому языку и всем другим наукам. Это отставной сержант Цыфиркин, обучавший арифметике, и дьячок Кутейкин, преподававший грамматику и часослов. Результат обучения в семье Простаковых очевиден. Немец Вральман отбивал охоту к учению, «он ребёнка не неволил», по словам матери, а попытки Цыфиркина и Кутейкина не дали никаких плодов. Митрофан «глух» к умственному труду, зарождается лень и апатия у юного дворянина, нежелание у молодого человека ни учиться, ни служить государству. Фонвизин подчёркивал, что отрицательное воспитание Митрофанушки ведёт к гибели не 91 |