дворянина, нежелание у молодого человека ни учиться, ни служить государству. Фонвизин подчёркивал, что отрицательное воспитание Митрофанушки ведёт к гибели не только членов семьи (в трагическую минуту Митрофан «любимый сын» покинул мать), но и общества. Деспотизм помещичьей власти развратил Простакову, которая, утратив человеческий облик, перестала быть женой, разумной матерью. Вследствие этого помещичьего деспотизма она изуродовала семейные отношения, превратив мужа в раба, а сына в тирана. Если человека воспитывать в тесной, душной атмосфере деспотизма, то получить можно только ещё одного деспота. Стиль жизни Простаковых ведёт к утрате личности, утрате национального характера. Д.И.Фонвизин вводит понятие определённой, конкретной среды, из обстоятельств которой вырастает характер. Среда объясняет человека, а через характер человека можно раскрыть закономерности среды. Автор показывает, как быт переходит в бытие. За семьёй он видит Россию, за интерьером помещичьего дома он видит экстерьер человеческой судьбы в обществе. Однако не следует считать, что во всех дворянских семьях с воспитанием детей дела обстояли именно так, как описывает Фонвизин в «Недоросле» и «Бригадире». Среди учителей дворянских чад были и достаточно образованные, умные и морально устойчивые люди. В последнее десятилетие XVIII в. под давлением общественного мнения среди значительной части русского дворянства существенно меняется позиция в отношении к иностранным учителям-гувернёрам. Многие предводители дворянства, ведавшие делом образования и воспитания, контролировали, чтобы детей благородных воспитывали достаточно образованные учителя русской национальности. Эта идея нашла своё отражение в «Выборе гувернёра», где предводитель дворянства заявляет: 164 |
только членов семьи (в трагическую минуту Митрофан «любимый сын» покинул мать), но и общества. Деспотизм помещичьей власти развратил Простакову, которая, утратив человеческий облик, перестала быть женой, разумной матерью. Вследствие этого помещичьего деспотизма она изуродовала семейные отношения, превратив мужа в раба, а сына в тирана. Если человека воспитывать в тесной, душной атмосфере деспотизма, то получить можно только ещё одного деспота. Стиль жизни Просгаковых ведёт к утрате личности, утрате национального характера. Д.И.Фонвизин вводит понятие определённой, конкретной среды, из обстоятельств которой вырастает характер. Среда объясняет человека, а через характер человека можно раскрыть закономерности среды. Автор показывает, как быт переходит в бытие. За семьёй он видит Россию, за интерьером помещичьего дома он видит экстерьер человеческой судьбы в обществе. Однако не следует считать, что во всех дворянских семьях с воспитанием детей дела обстояли именно так, как описывает Фонвизин в «Недоросле» и «Бригадире». Среди учителей дворянских чад были и достаточно образованные, умные и морально устойчивые люди. В последнее десятилетие XVIII в. под давлением общественного мнения среди значительной части русского дворянства существенно меняется позиция в отношении к иностранным учителям-гувернёрам. Многие предводители дворянства, ведавшие делом образования и воспитания, контролировали, чтобы детей благородных воспитывали достаточно образованные учителя русской национальности. Эта идея нашла своё отражение в «Выборе гувернёра», где предводитель дворянства заявляет: «Я никак не потерплю, чтоб в уезде нашем внедрилась негодница, приехавшая развращать сердца и головы благородных юношей» (128,121). Порочные явления в семейном воспитании объяснялись не только наличием в семьях провинциального дворянства иностранных гувернёров. Не в меньшей степени эти пороки связаны с тем, что зачастую дворяне-родители 92 |