Проверяемый текст
Троян, Инна Игоревна; Педагогическая мысль России второй половины XVIII века о воспитании детей в семье (Диссертация 1999)
[стр. 165]

«Я никак не потерплю, чтоб в уезде нашем внедрилась негодница, приехавшая развращать сердца и головы благородных юношей» [128.С.121].
Порочные явления в семейном воспитании объяснялись не только наличием в семьях провинциального дворянства иностранных гувернёров.
Не в меньшей степени эти пороки связаны с тем, что зачастую дворянеродители
«поручают нравственное воспитание сына своему рабукрелостному.
Лет через 15 и выходят вместо одного раба двое, старый дядька да молодой барин»
[225.С.110].
Но были примеры и другого воспитания не только в столичной, но и в провинциальной дворянской семье.
В повести «Капитанская дочка» А.С.Пушкин рисует картину дворянского воспитания: «С пятилетнего возраста отдан был я на руки стремянному Савельичу, за трезвое поведение пожалованному мне в дядьки.
Под его надзором на двенадцатом году выучился я русской грамоте и мог очень здорово судить о свойствах борзого кабеля.
В это время батюшка нанял для меня француза, мосье Бопре, которого выписали из Москвы вместе с годовым запасом вина и прованского масла.
Приезд его сильно не понравился Савельичу.
«Слава богу, ворчал он про себя, кажется, дитя умыт, причесан, накормлен.
Куда как нужно тратить лишние деньги и нанимать мусье, как будто и своих людей не стало!»
[112.С.195].
Мы привели столь подробную картину семейного воспитания, т.к.
она характерна для большей части провинциального дворянства.
Перед нами традиции рода Гриневых, пращур, умерший за свои убеждения на лобном месте, дед, пострадавший во времена Бирона, отец, выйдя в отставку, держался вдалеке от высшего общества и который вместе с крепостническими замашками сохранил прямоту и честность, строгие представления о воинском долге.
Доброта матери, простота и патриархальность быта Гриневых развили в Петруше мягкость, совестливость, даже известную чувствительность.
Бескорыстие,
165
[стр. 92]

только членов семьи (в трагическую минуту Митрофан «любимый сын» покинул мать), но и общества.
Деспотизм помещичьей власти развратил Простакову, которая, утратив человеческий облик, перестала быть женой, разумной матерью.
Вследствие этого помещичьего деспотизма она изуродовала семейные отношения, превратив мужа в раба, а сына в тирана.
Если человека воспитывать в тесной, душной атмосфере деспотизма, то получить можно только ещё одного деспота.
Стиль жизни Просгаковых ведёт к утрате личности, утрате национального характера.
Д.И.Фонвизин вводит понятие определённой, конкретной среды, из обстоятельств которой вырастает характер.
Среда объясняет человека, а через характер человека можно раскрыть закономерности среды.
Автор показывает, как быт переходит в бытие.
За семьёй он видит Россию, за интерьером помещичьего дома он видит экстерьер человеческой судьбы в обществе.
Однако не следует считать, что во всех дворянских семьях с воспитанием детей дела обстояли именно так, как описывает Фонвизин в «Недоросле» и «Бригадире».
Среди учителей дворянских чад были и достаточно образованные, умные и морально устойчивые люди.
В последнее десятилетие XVIII в.
под давлением общественного мнения среди значительной части русского дворянства существенно меняется позиция в отношении к иностранным учителям-гувернёрам.
Многие предводители дворянства, ведавшие делом образования и воспитания, контролировали, чтобы детей благородных воспитывали достаточно образованные учителя русской национальности.
Эта идея нашла своё отражение в «Выборе гувернёра», где предводитель дворянства заявляет: «Я никак не потерплю, чтоб в уезде нашем внедрилась негодница, приехавшая развращать сердца и головы благородных юношей» (128,121).
Порочные явления в семейном воспитании объяснялись не только наличием в семьях провинциального дворянства иностранных гувернёров.
Не в меньшей степени эти пороки связаны с тем, что зачастую дворяне-родители
92

[стр.,93]

«поручают нравственное воспитание сына своему рабу-крепостному.
Лет через 15 и выходят вместо одного раба двое, старый дядька да молодой барин»
(225,110).
Но были примеры и другого воспитания не только в столичной, но и в провинциальной дворянской семье.
В повести «Капитанская дочка» А.С.Пушкин рисует картину дворянского воспитания: «С пятилетнего возраста отдан был я на руки стремянному Савельичу, за трезвое поведение пожалованному мне в дядьки.
Под его надзором на двенадцатом году выучился я русской грамоте и мог очень здорово судить о свойствах борзого кабеля.
В это время батюшка нанял для меня француза, мосье Бопре, которого выписали из Москвы вместе с годовым запасом вина и прованского масла.
Приезд его сильно не понравился Савельичу.
«Слава богу, ворчал он про себя, кажется, дитя умыт, причесан, накормлен.
Куда как нужно тратить лишние деньги и нанимать мусье, как будто и своих людей не стало!»
(112,195).
Мы привели столь подробную картину семейного воспитания, т.к.
она характерна для большей части провинциального дворянства.
Перед нами традиции рода Гриневых, пращур, умерший за свои убеждения на лобном месте, дед, пострадавший во времена Бирона, отец, выйдя в отставку, держался вдалеке от высшего общества и который вместе с крепостническими замашками сохранил прямоту и честность, строгие представления о воинском долге.
Доброта матери, простота и патриархальность быта Гриневых развили в Петруше мягкость, совестливость, даже известную чувствительность.
Бескорыстие,
скромность, честность Миронова это ещё один пример образа мысли и образа действия русского дворянина, воплотившего в себя лучшие национальные черты характера.
Провинциальное дворянство, как определённая социальная прослойка вызывает интерес с середины XVIII в., т.к.
до этого периода образ жизни дворянина провинции мало отличался от крестьянского.
Образ жизни соответствовал простоте жилища.
К концу же века в связи с развитием и 93

[Back]